Что принесет новое правительство в школьное и гимназическое образование на русском языке

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Класс в школе. Иллюстративное фото.
Класс в школе. Иллюстративное фото. Фото: Margus Ansu

Эпоха перемен добралась и до нашей страны – из многолетней оппозиции в правительство пришла Центристская партия. Сейчас самое время для того, чтобы обсудить, что принесет нам новая коалиция в одном из самых важных для многих из нас вопросе – школьное и гимназическое образование на русском языке.

Вопреки логике, последние годы показали нам, что образование на русском языке в нашей стране - вопрос не педагогический, а политический, поэтому многие политики цеплялись за него мертвой хваткой. Например, член IRL Виктория Ладынская до сих пор клянется на своей страничке в Facebook, что в пилотном проекте коалиционного соглашения пропорция минимум 60% обучения на эстонском языке не изменится. В чем тогда «гибкость и пилотность» данного проекта – разумно объяснить она не может. Однако, премьер-министр Юрий Ратас в интервью все же говорит об отходе от системы "минимум 60% на эстонском". 

В связи с тем, что для нашей гимназии (ТКВГ), уровень языка С1 не такая уж и ужасающая перспектива (по статистике, 2/3 наших выпускников сдают на С1) попечительский совет заинтересовался деталями этого соглашения. Мы подавали ходатайство о русском языке обучения уже три раза и не имеем намерения отказываться от этой законной возможности. Поэтому, вице-мэр по вопросам образования Михаил Кылварт любезно согласился на нашу просьбу прийти к нам в школу на родительское собрание 14.12.2016 в 18:00 и прояснить нам неясности, которых было очень много.

Михаил Кылварт описал текущую ситуацию так: «Система 60/40 это больше политическое решение, чем законодательное. У школ есть право выбирать язык обучения, это прописано в законе. При заключении нового коалиционного договора пришли к соглашению, что новая коалиция даст возможность реализовать это право. Речь идет о трех школах в Таллине и одной школе в Нарве. Это те школы, которые ранее подавали ходатайства на предоставление возможности обучения на русском языке. Будет выделен дополнительный ресурс для обучения эстонскому языку. Через 6 лет будет устроен экзамен на категорию C1. Это не будет государственный экзамен. Это будет тестовый экзамен для выпускников тех школ, где будет выбран языком обучения русский. Цель этого экзамена - понять, есть ли положительный результат. Цель всей идеи - дать возможность изучать эстонский язык не на уроках физики и химии, а на уроках эстонского языка».

Говоря о возможностях данного соглашения Михаил Кылварт заметил: "Не вдаваясь в подробности методик, говорим об учителях, методиках и маленьких группах для изучения эстонского языка. Это определенная миссия школ по созданию системы изучения эстонского языка, и для этого предусмотрено финансирование 250 000 евро в год на школу. Всего на настоящий момент в коалиции говорили о четырех школах в Эстонии, и всего на это предусмотрен 1 000 000 евро. Это не только финансирование, но и нагрузка на администрацию, которая должна создавать систему. Необходимо создать методики и учебники, на которые у государства раньше не было почему-то времени. Затягивать с этим процессом не стоит, надо подать ходатайство как можно быстрее и вводить систему со следующего учебного года. Чем раньше начнем, тем лучше."

Он отметил, что наша школа (Таллинская Кесклиннаская русская гимназия старейшая школа с добрыми русским традициями и высоким уровнем образования) - одна из тех, которые уже несколько раз подавали ходатайства о русском языке обучения, поэтому и сейчас наша школа могла бы быть одной из тех, кто подключится к этой идее и подаст новое ходатайство.

Родители в зале спросили: "Что будет если провалимся?" Михаил Кылварт ответил, что «не знает, как будет выглядеть мир через шесть лет, но мы попробуем. И по результатам посмотрим. Может, окажется, что лучше на уроках физики и химии учить эстонский язык. Может, кому-то и не нужно это. Кого-то устраивает система 60/40, а кто-то вообще идет в эстонскую школу. Если же это нужно, то это должен быть ответственный шаг. Возможно, через четыре года, анализируя результаты, может мы придем к тому, что для каких-то еще школ надо так сделать. Надо найти кадры, методики создавать в полевых условиях."

Вопрос из зала: "Где гарантия того, что в следующем году начнется этот процесс?"

Михаил Кылварт: "Здесь не может быть так, что завтра прямо начнем, двигаться надо постепенно, и начинать как можно раньше. Это означает очень плотную и кропотливую работу. Возможно, тем, кто сейчас заканчивает школу, эта инициатива многого и не даст. Мы должны посмотреть на тех, кто будет через шесть лет заканчивать школу, и на тех, кто сейчас идет в первый класс. Надо добавить уроки эстонского языка, делать это в маленьких группах. За счет других предметов это делать невозможно. Эту систему надо согласовывать с родителями. Это явно дополнительные занятия. Но это лучше, чем ходить на платные занятия. Начнем с того что и на категорию B2 сейчас многим сложно сдать, потому что система была выстроена неверно. Основную школу заканчиваем с категорией B1, а в гимназии уже преподавание на эстонском. Поэтому вместо учебы начинаем учить термины."

Также из зала прозвучал вопрос на эстонском языке: "Что конкретно вы предлагаете, почему считаете, что система погружения, которая дает хорошие результаты, не годится?"

Михаил Кылварт: "Начнем с того, что канадская система погружения, с которой скопирована наша, это погружение большинства в меньшинство. Сейчас я ничего нового не предлагаю. У нас есть возможность построить методику. И даже если этого не случится, ресурс уже будет. Изучать эстонскую литературу на эстонском языке правильно, но математику и химию - нет. А когда жесткие рамки 60/40, то здесь чистая математика: взяли 60 процентов и в них запихали, что смогли. Поймите, я не против изучения языка, я никогда такого не говорил. Естественно надо учить эстонский язык. Даже в Финляндии перед тем, как принять ребенка в класс с погружением надо пройти тест у психолога ребенку и его родителям. Не всем подходит погружение. И чем больше будет разных методик, тем больше будет возможности выбрать то, что подходит."

Вопрос из зала: "Как же быть: в школе не хватало учителей эстонского языка. Будет ли достаточно кадров?"

Михаил Кылварт: "Мы будем мотивировать, и финансовая мотивация - одна из главных."

Было много разных вопросов от родителей, ниже некоторые из них:

Вопрос из зала: "Если сейчас не могут научить языку, то как школа справится с задачей после того, как проект будет запущен?"

Михаил Кылварт: "В коалиционном соглашении есть в том числе пункты о создании так называемых центров эстонского языка (или "эстонских домов"). Это отдельный бюджет. И разработка методики. Туда тоже будут привлекаться специалисты. Уверен, что школа не останется один на один."

Вопрос из зала: "Вдруг сменится правительство? Останется ли у нас право обучаться по выбранной системе?"

Михаил Кылварт: "Есть пролонгированные решения, которые так просто не отменяются. Возможно, и другим не дадут, но и в течение шести лет не заберут эту возможность у тех, кто ее получит.

Вопрос из зала: "Почему эту возможность дают только  избранным школам, а остальных ущемляют?"

Михаил Кылварт: "Возможно, это не всем и надо. Последний раз просили пять школ из них только три просили преподавания 100% на русском, остальные две - 50/50. Поэтому этим школам и предлагают сейчас подать ходатайство. Есть школы, у которых уже хорошо поставлено обучение по системе 60/40, есть с погружением. Их не стоит трогать."

Вопрос из зала: "Существует ли система контроля за расходованием средств?"

Михаил Кылварт: "Скажу одно: за деньги надо отчитываться."

Вопрос из зала: "Возможно ли с помощью нашего директора или учителей сделать запрос на обучение учителей преподаванию по этой программе?"

Михаил Кылварт: "Эти деньги предназначены в том числе и на обучение учителей. Скорее всего, в каждой школе будут свои находки, подходы, особенности. Потом надо будет это обсуждать, обмениваться опытом. Также можно создавать и языковую среду, ведь изучение языка - это не только учебники. Надо, чтобы больше было возможностей к совместным мероприятиям с эстонскими школами, например, на уроки ходить в эстонскую школу, совместные выезды... В том числе и это методика."

В конце собрания, председатель попечительского совета предложил родителям проголосовать за подачу нового ходатайства о русском языке обучения в гимназии и зал проголосовал единогласно «За».

Однако, по закону ЭР решение о подачи такого ходатайства принимает попечительский совета школы. В тот же день мы провели собрание попечительского совета и тоже единогласно проголосовали «За». 

Комментарии
Copy
Наверх