П.И. Филимонов. Политагитация в школах: неистребимость гидры

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
П.И. Филимонов.
П.И. Филимонов. Фото: Алар Мадиссон / архив автора

Политическая пропаганда в школе – это, к сожалению, данность. И бороться с ней – примерно то же самое, что бороться с пресловутым курением в школах. Как бы нужно, но по сути – бессмысленно, считает писатель П.И. Филимонов.

Я, знаете, почти ничего не понимаю в политике. Точнее, не так. Я понимаю в ней ровно настолько, насколько она влияет на мою повседневную бытовую жизнь.

То есть, грубо говоря, если некий министр образования от некоей партии, предположим, увеличил зарплату учителям, я буду относиться к этой партии с неосознанной симпатией. Если же, напротив, другой министр культуры от другой партии обложил каким-нибудь дополнительными налогами, скажем, гонорары за колонки в рубрику «Мнение» портала Rus.Postimees, я, обратно же, не буду питать к этой партии теплых чувств.

Ну или еще с каких-то эстетических позиций я могу рассматривать наши партийные бои в грязи. Если какая-то партия – не будем здесь раскрывать тайну – записывает чудовищное видео с поющими на крышах нахально стыренную у Робби Уильямса песню людьми и называет это «клипом, записанным исключительно на частные деньги», мое отношение к этой партии, как та стрелка осциллографа, опустится еще чуть пониже.

Если двое руководителей какой-то другой партии – снова не будем никого называть, а то они обидеться могут – эстетически до невозможности напоминают следователей братьев Колобков из знаменитого мультфильма о летающем слоне, вот этими своими черными шляпами и плащами напоминают, – то и относиться к этой партии можно с той же долей серьезности, как к означенным братьям. Хотя предвыборный плакат с девизом «Ничего не понимаю!» смотрелся бы на улицах столицы довольно органично.

А их подковерные игры меня как-то вообще не интересуют. С какой целью кто-то совершил какой-то шаг и who the hell is Райнер Вакра – не знаю и знать не хочу. Есть только мыслишка позвонить таксисту Юргенсону, который с плаката беспечно, на мой взгляд, обещает бесплатный довоз без каких-либо дополнительных ограничений (вроде того, что довозить бесплатно он будет только голосовавших за него) – и попросить ответить за базар.

Так что от их идеи о том, что на предстоящих выборах голосовать могут дети от 16 лет, мне не жарко и не холодно. Видимо, иначе совсем бы позор был с явкой. Мне странно, что все так озаботились проблемой предвыборной пропаганды в школе и ее недопустимости.

То есть, нет, формально они, конечно, правы и я их всячески поддерживаю. Школа – не место для их политических разборок и все такое. Но давайте смотреть на ситуацию реально. Какой процент 16-17-летних избирателей примет решение, за кого голосовать, самостоятельно? Для меня очевидно, что процентов 80 этих юных избирателей проголосует так, как им скажут родители. А пока получается так, что дома можно запретить человеку, например, курить, а предвыборную агитацию дома не запретить никак. Да и в школе, если уж откровенно, можно запретить ее формально.

А на деле происходит вот что – я просто в курсе, я фактически в школе работаю. Некоторые учителя являются членами партий и ничуть этого не скрывают. Носят значки и активно рассказывают на каждом шагу, как они принимали участие в партийных собраниях. Почему-то мне кажется, что такая ситуация имеет место быть не только в том учебном заведении, где работаю я, но и «ширше» в целом по стране.

При всем похвальном стремлении этих учителей соблюдать свод принципов Министерства образования и науки своя рубашка не может не быть ближе к телу. При «равномерном освещении» информации о разных политических течениях «свое» будет все равно выделяться – не количественно, так хоть интонационно.

Кроме того, среди тех самых 16-17-летних выделяются какой-то нечеловеческой активностью юные почти «пионэры» – представители каких-то молодежных крыльев партийных организаций. Особенно, по крайней мере, в нашем учебном заведении, активны дети из малоимущих или не очень благополучных семей. Как выясняется, это один из способов для молодых пристроить себя с юных лет к кормушке, чтобы постепенно окончательно перестать бояться и полюбить атомную бомбу.

Поражает, конечно, дальновидность таких подростков – уже в 16 лет понять, что партийная карьера при определенном стечении обстоятельств может обеспечить тебя работой и доходом на всю жизнь. Уже в 16 лет начать лицемерить и говорить не то, что думаешь, а то, что надо для высшей партийной справедливости. И они преданны и активны. Не уверен, что многих, но какой-то процент сверстников они тоже за собой увлекут.

Так что политическая пропаганда в школе есть, к сожалению, данность. И бороться с ней – примерно то же самое, что бороться с пресловутым курением в школах. Как бы нужно, но по сути – бессмысленно.

Комментарии
Copy
Наверх