Чем циничнее режиссер, тем душевнее его фильмы

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Богемный писатель Марсель Маркс (Андре Вильмс, слева) переселяется в портовый город Гавр и становится чистильщиком сапог.
Богемный писатель Марсель Маркс (Андре Вильмс, слева) переселяется в портовый город Гавр и становится чистильщиком сапог. Фото: kinopoisk.ru

Аки Каурисмяки, представляя в этом году на Каннском фестивале свою новую картину «Гавр», заявил: «Чем скептичнее и циничнее я становлюсь (по отношению к окружающему миру), тем душевнее становятся мои фильмы». На самом деле здесь можно было бы поставить точку, поскольку точно передать словами суть его произведения не просто сложно, а практически невозможно.


«Гавр» — это красивая сказка, глубоко гуманистический фильм, в котором все сложнейшие темы, поднимаемые европейским кинематографом и навевающие лишь тоску и уныние, счастливым образом находят разрешение.

Безнадежно больные, словно по мановению волшебной палочки, излечиваются, а одного африканского мальчишку, которому посчастливилось убежать от полицейских, когда его обнаружили в порту Гавра в контейнере, набитом нелегалами, прячут местные жители как своего родного ребенка.

Фильм-манифест
Правда, вопрос нелегальной иммиграции Каурисмяки не возводит в разряд слишком сложных. Не учитывая реалий, он руководствуется только исходя из человеческого сочувствия, которое, как известно, не признает никаких исторических и географических границ, не говоря уже о политике, регулирующей иммиграцию. Стало ли это минусом или, наоборот, плюсом картины — пусть каждый зритель решает самостоятельно.

В этом смысле «Гавр» становится, скорее, манифестом, нежели просто фильмом, который описывает обычное течение жизни. Каурисмяки будто бы дает понять, что не намерен добавлять еще больше боли в этом мире, который, по его мнению, и без того безнадежен.
Действительно, ничего более оптимистичного и светлого этот известный финский режиссер раньше не снимал. По иронии судьбы в картине нет даже и намека на мрачный пессимизм, который характеризовал предыдущие работы автора.

Открытый финал
Время в «Гавре» словно остановилось в 1960-х годах: ностальгический подтекст подчеркивается еще более выразительно, чем в предыдущих «финских» картинах Каурисмяки.
Целые сцены в картине сняты в духе французских до- и послевоенных фильмов. Использование голливудских приемов рождает в итоге немного комический, но в то же время согревающий душу и сердце эффект легкости.

Очень интересно, каким путем пойдет Аки Каурисмяки дальше, вперед. Или все-таки назад — в Финляндию, которую он ругает при любой возможности, хотя именно там он создал свои самые лучшие картины — одновременно печальные и смешные трагикомедии, глубоко реалистично повествующие о тамошних проблемах.

Фильм

«Гавр»
Режиссер: Аки Каурисмяки
В ролях: Андре Вильмс, Кати Оутинен, Жан-Пьер Дарруссен, Блондин Мигель и др.
Финляндия-Франция, 2011 год
С 17 сентября в таллиннских кинотеатрах Sõprus и Artis

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх