Получить вид на жительство сложно

Микк Салу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Министр внутренних дел Кен-Марти Вахер
Министр внутренних дел Кен-Марти Вахер Фото: Тоомас Хуйк

Составленный в МВД проект постановления, которое в феврале вступит в силу, еще больше ограничивает выдачу видов на жительство предпринимателям и руководителям фирм из числа иностранцев.

Министр экономики Юхан Партс считает, что столь суровые меры могут заставить некоторых предпринимателей покинуть Эстонию.

Полтора года назад в Петербурге состоялся семинар по ознакомлению с Эстонией: Эстония — это хорошее место, здесь низкие налоги, нет чиновничьей коррупции, здесь просто вести бизнес — приезжайте все, смотрите и инвестируйте в Эстонию. По сути, это было самое типичное мероприятие из тех, которые время от времени проводятся в разных местах с целью рекламирования Эстонии.

Одним из участников того семинара оказался Сергей Гадалов, владелец фирмы «Квад­рат СГ». Это находящийся в Петербурге завод, который проектирует и изготавливает промышленных роботов. Там делают не массовую продукцию, а конкретные проекты для конкретных клиентов, кото­рыми являются главным образом крупные производи­тели автомобилей (Nissan, Ford, Renault).

Гадалов и раньше задумывался о расширении своей деятельности за границу (в Финляндию, Эстонию или Польшу), но именно тот семинар и завязавшийся на нем контакт с консулом Эстонии стали решающими. Поначалу все шло очень хорошо. Эстонская торговая палата помогала, чиновники помогали, в Эстонии была зарегистрирована фирма ASG Robotics, а сам Гадалов получил вид на жительство в Эстонии.

Поначалу было просто
«Я удивлялся, но в то же время, конечно, радовался тому, как просто все делается», — отметил Гадалов. Затем в Таллинне был открыт офис фирмы, а производство, после недолгих поисков, было организовано в промышленном парке неподалеку от Нарвы.

Летом прошлого года завод уже получил первый крупный заказ на 1,2 миллиона евро. Во всех отношениях хороший пример: основанное на знаниях производство, да еще и в периферии, где такое предпринимательство особенно нужно.

Но, тем не менее, в прошлом году начались проблемы. У самого Гадалова есть вид на жительство, но в прошлом году он решил ходатайствовать о нем для своего сына Александра.

По словам Гадалова, его сын является главным инженером и главным программистом предприятия, и с момента открытия производства в Нарве его присутствие в Эстонии стало необходимым. Однако Александру Гадалову вид на жительство не дали. В начале года он ходатайствовал снова, и вновь получил отказ.

 «Я читал в газетах о скандале с видами на жительство, все понимаю и поэтому спокойно жду решения. Однако такая ситуация является для нас проблемой», — пояснил Гадалов. До сих пор они решали эту проблему при помощи туристической визы, так как получить ее было проще всего. Но что делать и как вести себя, когда срок действия визы закончится?

 В интервью, данном на прошлой неделе Postimees, президент Тоомас Хендрик Ильвес сказал (правда, эта часть не вошла в опубликованный материал), что один его знакомый предприниматель столкнулся с похожей проблемой. Ильвес, который твердо осудил действия Раудне и Стельмаха, тем не менее, добавил: «Как это принято в Эстонии, в ответ мы со своей стороны реагируем чрезмерно».

В начале февраля с аналогичной проблемой в Министерство внутренних дел обратился и министр экономики Юхан Партс. Он тоже отметил, что мы не располагаем конкретной информацией о том, сколько честных предпринимателей теперь попали в сложную ситуацию и поскольку данных нет, то невозможно им помочь.

На самом деле, именно сейчас идет бурный спор между МВД и Министерством экономики. В конце января Министерство внутренних дел отправило на согласование проект постановления, в котором были установлены квоты видов на жительство на первую половину 2012 года.

Установленный лимит для лиц, осуществляющих функцию управления или надзора в качестве члена руководящего органа зарегистрированного в Эстонии юридического лица, составляет 0.
 Установленный лимит для лиц, ходатайствующих о срочном виде на жительство при наличии достаточного легального дохода, составляет 0.

Установленный лимит срочных видов на жительство, связанных с предпринимательством, составляет 85. Больнее всего ударяет именно первая категория члена правления, поскольку в ней и во второй половине прошлого года квота составила 0.

Вариантов пока нет
Минэкономики оставило несогласованными соответствующие пункты проекта, но поскольку окончательное решение все равно будет принимать министр внутренних дел, то «нет» Партса в данном случае останется просто жестом, который ничего не изменит. Гайки все равно будут закручены.

Из МВД уже сообщили, что проект еще не вступил в силу, но в течение февраля это непременно произойдет, причем, в том самом суровом виде, как он был записан изначально. В то же время, отмечается, что речь идет о временной мере.

«Данное постановление призвано решить нынешнюю ситуацию, оно задумано лишь до тех пор, как вступит в силу поправка к Закону об иностранцах, — пояснила заведующая отделом гражданства и миграции министерства Рутть Аннус. — Нулевой лимит для членов руководящих органов будет действовать только до внедрения поправки к закону. Надеюсь, что это произойдет не позднее середины текущего года».

В ответ Юхан Партс обратил внимание на то, что поскольку данная квота и в прошлом полугодии была 0, то у ранее выданных разрешений начнет истекать срок действия, из-за чего у легальных предпринимателей не останется хороших вариантов, и им просто придется покинуть Эстонию.

КОММЕНТАРИЙ

Тармо Крийс,
глава Цент­рального союза работодателей 

Я считаю, что это совершенно не обдуманный шаг с точки зрения конкурентоспособности. Он направлен на то, чтобы инвестиции сюда не поступали. Это дискриминация инвесторов, которая производит о нас очень плохое впечатление. Мы любом случае осуждаем это.
Как мне кажется, политики спасают свои шкуры. Хотят показать, что они суровы.

Они хотят загладить скандал, и это вид­но. Даже удивляет, насколько это намерение прозрачно. Министерство внутренних дел хочет показать, что теперь ограждение установлено. Но ведь рано или поздно это ограничение придется отменить. Сейчас складывается такое впечатление, что предпринимателей наказывают за скандал, произошедший из-за политиков.


 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх