Красные кроссовки, рукавицы и решимость защищать родину

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Участники первого парада в честь независимости Эстонии 24 февраля 1992 года маршировали в соответствии со старым строе­вым уставом эстонской армии. И хотя форма на мужчинах одинаковая, в обуви — полный разнобой.
Участники первого парада в честь независимости Эстонии 24 февраля 1992 года маршировали в соответствии со старым строе­вым уставом эстонской армии. И хотя форма на мужчинах одинаковая, в обуви — полный разнобой. Фото: Владимир Трофимов

Первый и самый масштабный парад в честь годовщины республики после восстановления независимости Эстонии прошел 20 лет назад. На площади Вабадузе выстроились 1540 военнослужащих, с тех пор так много военных там не маршировало.

«Кроме военнослужащих, нам тогда и нечего было показывать», — сказал тогдашний начальник главного штаба Сил обороны Антс Лаанеотс.

В Силах обороны уже был Главный штаб, взвод защиты штаба из 30 человек и было начато формирование Куперьяновского батальона, но не было ни одного подразделения, которое можно было бы вывести на парад.
Однако погранохрана, ополчение Кайтселийт и Кодукайтсе — были готовы выйти на парад, чтобы восстановить традицию, прерванную в 1940 году.

Погранохрану создал Йохан­ Саар, папа Саар, как его прозвали пограничники. По его инициативе, еще за год до этого, 24 февраля 1991 года, пограничники провели парад на территории учебного центра погранохраны в Ремнику. В начале 1992 года Саар на всякий случай подготовил программу парада.

Саар постоянно говорил главе Департамента погранохраны Андрусу Ээвелю, чтобы тот подсказал председателю президиума Верховного совета ЭР Арнольду Рюйтелю идею проведения парада.

Французская форма
Неважно, кто и как убедил Рюйтеля, но в начале февраля он вызвал начальника Главного штаба Сил обороны Лаанеотса и сообщил ему, что надо провести парад. «Мы поняли, что это вопрос политический», — вспоминал Лаанеотс.

Было решено организовать три парадных батальона по 500 человек в каждом — от погранохраны, Кайтселийта и Кодукайтсе.

«Возникла проблема с формой — у пограничников и Кодукайтсе своя форма была, а вот у Кайтселийта не было. Французский военный атташе уже раньше говорил, что у них в мобилизационном резерве есть старая, но в хорошем состоянии форма», — рассказал Лаанеотс.

Француз пообещал доставить эту форму ополченцам и потом очень гордился, что Кайтселийт вышел на парад во французской военной форме.

«Вторая проблема была с вооружением — его было мало, к тому же оно было таким пестрым, что я сказал, что не стоит демонстрировать это на параде», — сказал Лаанеотс. Например, некоторые были вооружены финскими винтовками времен Второй мировой.

Саар вспоминал, что у пограничников тогда было 32 автомата Калашникова и 7000 патронов, которые они получили во «временное» пользование от русского полковника-пограничника из Раквере.

Перед парадом обсуждали его проведение. «Я по своему опыту знал советский церемониал, но нам надо было сделать так, как это было раньше, в эстонское время», — рассказал Лаанеотс. И по существу была использована заготовка Саара.

Возник вопрос, кто будет принимать парад. Вообще-то, это полагалось делать Арнольду Рюйтелю, но он не захотел выходить перед строем. Поэтому приветствовали военных командующий парадом Лаанеотс и руководитель построения Саар.

О готовности к параду Лаанеотс доложил Рюйтелю, но рядом с ним стояли и другие члены Совета обороны: председатель президиума ВС ЭР Юло Нугис и только что занявший свой пост премьер-министр Тийт Вяхи.

«В основном беспокоило, как парад будет смотреться, — рассказал Лаанеотс. — Это тогда было самое главное, чтобы люди шли в ногу и ровыми рядами, времени на тренировку было мало».

Пограничники в этом плане были более подготовлены, они занимались строе­вой подготовкой, а вот с Кайтселийтом и Кодукайтсе заниматься шагистикой времени уже не было. Но за пару недель 1500 человек обучили шагать традиционным для старой эстонской армии шагом.

В советской армии практиковался прусский шаг с прямой вытянутой ногой. «В эстонской армии теперь принят свободный шаг», — пояснил Лаанеотс, который на первом параде, обходя строй парада, по привычке тянул ногу в прусской традиции.

«На площади было много талого снега и воды. Лаанеотс с лейтенантской удалью мощно вышагивал прусским шагом, так что мои брюки, хоть я и держался на шаг сзади, были насквозь мокрые», — вспоминал Саар.

Солнечный день
«24 февраля 1992 года был, наверное, единственным солнечным днем за ту зиму, — вспоминал Саар. — На площади Вабадузе играл оркестр (только что созданный оркестр погранохраны под руководством Арви Мийдо. — Ред.)».

Видеозаписи сохранили бравый настрой и решимость участников парада защищать родину. Ну и что из того, что у кого-то на ногах красные кроссовки, а руки в пестрых рукавицах домашней вязки.

«Народу надо было показать, что мы начали формировать Силы обороны, что мы уже здесь. Ну и что, что у нас еще нет оружия и снаряжения — это вопрос времени. Именно это мы и хотели сказать нашему обществу, России и другим странам», — резюмировал значение первого парада Антс Лаанеотс.

Комментарии
Copy
Наверх