Swedbank стоит меньше Hansapank на момент его приобретения

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Pm

Несмотря на то, что в мире наметились признаки смягчения финансового кризиса, общая стоимость банковского концерна Swedbank не достигает и половины того, что в 2005 году стоил один только Hansapank.

В пятницу вечером акция Swedbank стоила 29,4 шведских кроны. Это значит, что стоимость всей банковской группы на этот момент составляла 15,2 млрд шведских крон, или 22,3 млрд эстонских крон. По сравнению с пиковым моментом два года назад, когда акция банковской группы поднялась до 268,77 шведских кроны, от стоимости группы осталась лишь девятая часть.



Примерно такой же спад отмечен в отношении акций других банковских групп, работающих в Эстонии, равно как и всех остальных финансовых учреждений мира.


Если акция Swedbank упала на 89 процентов, то акция SEB — на 83 процента, а Danske Bank — на 79 процентов. Меньше всего до сих пор потерял банк Nordea, акции которого упали на 62 процента. Не последнюю роль в падении цен на Стокгольмской бирже сыграло и то, что в последнее время шведская крона быстро теряет силу.



В марте 2005 года, когда крупный владелец Swedbank предложил акционерам выкупить остальные акции, Банк Швеции предлагал за акцию Hansapank 211,23 кроны. На основании этой цены Swedbank тогда оценил стоимость всего Hansapank примерно в 67 млрд крон.



«Если в начале 2007 года некоторые бывшие акционеры Hansapank считали продажу акций неудачной сделкой, то в 2009 году они могут быть счастливы, — заверил владелец Tarkinvestor.ee Кристьян Лепик. — Сейчас трудно сказать, можно ли вообще получить что-то за балтийскую единицу банка, теперь это скорее проблема Swedbank».



По словам Лепика, в свете разорительного для банковского дела финансового кризиса, начавшегося осенью, эстонское государство может только радоваться, что в свое время банк перешел в руки скандинавов. «Для Эстонии это была выгодная сделка — если бы Hansapank не принадлежал шведам, у государства сейчас были бы большие проблемы», — сказал он.



Так, например, Латвии, чтобы спасти основанный на местном капитале банк Parex, пришлось поместить в него около 700 млн латов, то есть почти 15 млрд крон. Судя по всему, последуют и другие денежные вливания.



Один из основателей Hansapank Хельдур Меэритс сказал, что ситуация изменилась, в связи с чем он не хочет задним числом давать оценку продаже акций шведам.


«Но даже если бы акции остались в Эстонии, то вряд у нас появились такие трудности, как у латышей, — сказал он. — Я не думаю, что Hansapank пошел бы на такие же аферы, как Parex, в котором сторона финансирования была весьма спекулятивной».



По мнению эстонского руководителя Swedbank Прийта Перенса, сейчас, когда международный рынок финансов и капитала застыл, без вмешательства банковских гигантов Скандинавии банкам Эстонии приходилось бы гораздо труднее. «Благодаря шведским владельцам у банков Эстонии имеется прямая или косвенная поддержка шведского государства», — пояснил Перенс.



Однако бывший глава Hansapank Индрек Нейвельт считает, что если бы эстонские банки не перешли к шведским владельцам, в на нашу экономику не обрушился бы столь безрассудный кредитный бум. «Если бы наши банки финансировались с биржи, то ни Hansapank, ни SEB никогда не получили бы столько денег, сколько сюда вбухивали скандинавы», — сказал Нейвельт.



Перенс же, напротив, считает: несмотря на то, что большая часть зарубежных кредитных средств действительно поступила через банки, деньги все равно тем или иным способом нашли бы сюда дорогу. «Ситуация всячески способствовала этому — экономика у нас маленькая и открытая, а налоговая политика поддерживает предпринимательство больше, чем во многих близлежащих государствах», — сказал Перенс.



В Hansapank, учрежденном в 1991 году, Swedbank в 1998 году путем эмиссии акций приобрел более 50 процентов банка. В феврале 2005 года Swedbank предложил инвесторам перекупить акции по цене 11 евро, или 172 кроны.



Одновременно Swedbank начал скупать акции на бирже. Однако многих инвесторов цена в 11 евро не удовлетворила, и вскоре стоимость повысили до 13,5 евро, или 211 крон. В начале июня 2005 года Hansapank, полностью перешедший к шведам, ушел с Таллиннской биржи.

Комментарии
Copy
Наверх