Визионер: в дигитальном мире нет небольших стран

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
По мнению Стивена Прентиса, следующим шагом станут мобильные технологии.
По мнению Стивена Прентиса, следующим шагом станут мобильные технологии. Фото: Лийс Трейманн

Вице-президент фирмы Gartner Стивен Прентис убежден, что в мире цифровых технологий небольшие страны имеют такие же возможности, как и крупные державы.

Завтра в Таллинне завершается международная неделя информационных и коммуникационных технологий «Estonian ICT Week 2014», на которую со всего мира съехались самые известные в этой сфере специалисты. Участвовавший в мероприятии Стивен Прентис, вице-президент исследовательской и консалтинговой фирмы Gartner, специализирующейся на рынках информационных технологий, в интервью нашей газете сказал о том, что от нас самих зависит, какую роль в этом мире будет играть Эстония.

Визионирование будущего – ваша работа. Как вы думаете, сможет ли Эстония с помощью IT-фирм стать когда-нибудь богатой и знаменитой?

(Смеется.) Хороший вопрос. У вас есть такая возможность. Когда мы говорим о технологиях, то чаще всего имеем в виду компьютеры, услуги, программирование. Тенденции, которые я сейчас вижу, шире – это роботика, искусственный интеллект. Они сложнее, но вместе с тем влиятельнее того, что происходит в секторе информационных и коммуникационных технологий.

Только от самой Эстонии зависит, станет ли она богатой и знаменитой. У вас есть потенциал и, несомненно, интерес. Но при этом многие не понимают, как маленькая страна может делать большие дела. Если где-нибудь в Европе или США у обычного человека спросить, где находится Эстония, то он вряд ли ответит на вопрос. В эпоху цифровых технологий происходит физическая и дигитальная сецессия. Если вы находитесь в Балтийском регионе, это не значит, что вы не можете участвовать в жизни людей во всем мире. Цифровые технологии позволяют это, и я думаю, что это самая большая свобода.

В то же время это беспокоит крупные державы. Мы живем в мире, в котором Интернет размывает государственные границы. Правда, к этому болезненно относятся те, кто придает большое значение национальной идентификации.

Так что если вы будете действовать на чужой территории, то вас будут воспринимать как агрессора, от которого захотят избавиться или обложить высоким налогом.

Должны ли фирмы из небольших стран делать ставку на попытку занять определенные ниши?

Безусловно, нет. Я бы не сказал, что мир технологий очень велик. Есть крупные компании, но они занимаются похожими делами. Я считаю, что сегодня действующие в сфере технологий предприятия слишком много занимаются незначительными делами, мало внимания уделяя решению общественных проблем. Конечно, помочь предприятию делать процесс эффективнее – задача важная, но в то же время технологии позволяют строить лучшее будущее. Правда, когда речь заходит об исправлении мира, всегда встает вопрос, кто будет за это платить и окупится ли инвестиция.

По мнению крупных компаний, многие идеи, которые предлагают фирмы-стартапы и платформы совместного финансирования, это все игрушки, которые никогда не будут воплощены в жизнь, и поэтому они не нужны. Но то же самое говорили про персональные и планшетные компьютеры, мобильные телефоны. Сегодня кто-то вполне может обойтись без планшета, но это не значит, что его никто не хочет покупать. С точки зрения сегодняшнего дня будущее всегда кажется незначительным.

Вопрос в том, как найти деньги для воплощения таких идей. И тут большое значение имеет совместное финансирование, когда отдельные люди готовы вложить небольшие суммы в то, чтобы воплотить в жизнь идеи, заставляющие работать  воображение.

Вы знаете какое-нибудь эстонское предприятие, действующее в сфере технологий?

Признаюсь, что не чисто эстонское. В первую очередь приходит на ум Skype, но, наверное, мне следует знать больше.

Как развитие технологий влияет на количество рабочих мест?

Самая большая проблема в том, что развитие технологий ускоряет жизненный цикл предприятия. Еще пять-десять лет назад половина из 500 крупнейших компаний мира по версии журнала Fortune не входила в этот рейтинг. На мой взгляд, это говорит о том, насколько краткосрочным может быть успех предприятия.

Мы видели это в сфере инфотехнологий: в начале 1990-х годов было 93 компьютерных фирмы, к концу десятилетия осталось три, другие просто исчезли. Отсюда вывод: фирмы должны постоянно развиваться и заниматься модернизацией.

Сегодня технологии играют еще очень большую роль на каждом предприятии. Потребность в инновациях, подстегивающая технологический сектор, сегодня оказывает влияние на все секторы. Как только ты подумаешь, что сможешь сохранить конкурентное преимущество, считай, что ты обречен. Если ты думаешь, что еще лет тридцать сможешь развивать предприятие, ничего не меняя, то ты ошибаешься. Если ты не изменишься, тебе не будет гарантировано рабочее место. Нельзя рассчитывать на то, что и через тридцать лет ты будешь делать ту же работу, что сейчас. Скорее всего, через тридцать лет такой работы просто не будет.

Интересно, что бы мы увидели, если, оказавшись в 2040 году, посмотрели на то, как развивались технологии. Изменило ли развитие технологий нашу жизнь к лучшему или, оставив нас без рабочих мест, превратило жизнь в ад?

Все может быть. Технологии лишают нас рабочих мест, как сделали это печатный станок и промышленная революция. Если прежде технологии не только устраняли, но и создавали рабочие места, то теперь вопрос в том, смогут ли люди работать на этих местах, хватит ли у них знаний и навыков.

Пять лет назад никто не представлял, что смартфоны прочно войдут в нашу жизнь. Что может стать следующей технологической новинкой, которую сегодня мы еще не можем себе представить?  

Если заглянуть в ближайшее будущее (а это единственное, что мы сейчас можем сделать), то следующий шаг –  т.н. мобильные технологии, т.е. технологии всего того, что мы носим. Технологии в прямом смысле слова проникнут в нашу одежду, но мы этого даже не заметим. Очки Google – наглядный тому пример.

Известно, что изделие или услуга способны произвести переворот, если их будут запрещать до того, как они реально станут доступными. То же самое случилось с очками Google. Разве это помешало их распространению? Конечно, нет. Абсолютно нет никакой возможности остановить их распространение.

Мобильные технологии войдут в нашу жизнь так, что мы этого даже не заметим, ведь все эти новинки отличаются малыми размерами. Сейчас мы еще очень сильно зависим от приборов, но на самом деле важны те услуги, которые они предлагают. Когда фокус сместится с приборов на услуги, то появится огромное количество услуг, независимых от приборов. Сейчас мы находимся в стадии экспериментирования. Даже Samsung, Google и Apple не могут с уверенностью сказать, что ждет нас в будущем.

Можно ли при желании как-то замедлить развитие технологий или препятствовать этому?

Нет, ни в коем случае. Если тебе это удастся, это не значит, что твой конкурент сделает то же самое. Ты можешь не создавать аккаунт в Facebook, у тебя для этого может быть достаточно аргументов. Но это не помешает всем другим создать аккаунты. Даже на государственном уровне можно принять решение не проводить исследования со стволовыми клетками, но это не помешает другим странам делать это. Весь мир может договориться, что мы не станем посылать роботов воевать за нас, но кто помешает террористам сделать это? Этому нельзя помешать, с этим нужно учиться жить.

Реальность такова, что технологии развиваются все быстрее. Конечно, ничто не вечно, и вероятнее всего, что в 2025-2035 годах нас ждут фундаментальные перемены. Закончится время компьютеров на основе кремниевых микросхем, появится новое поколение компьютеров, скорее всего, это будут ДНК-компьютеры на основе биотехнологий. Темпы сразу снизятся, так как такие технологии дорогие и наукоемкие.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх