Андрес Эйнманн: разве мы не хотим свободы?

Андрес Эйнманн
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Андрес Эйнманн
Андрес Эйнманн Фото: Peeter Langovits / Postimees

Прошлой весной большой резонанс вызвали результаты исследования, согласно которым поддержка президента России Владимира Путина среди населения выросла до 82 процентов после аннексии Крыма, и до сих пор остается на высоком уровне.

 Несмотря на систематическое ограничение гражданских свобод в России, рейтинг Путина остается высоким. Эти новости сопровождались ироничными комментариями восточных соседей, которые поддерживают президента тем активнее, чем больше свободы он у них забирает.

В Эстонии летом прошлого года на повестку дня встал вопрос о вступившей в силу поправке к Закону об охране правопорядка, которая позволила людям употреб­лять алкоголь в общественном месте, если это не мешает окружающим. Из-за активного сопротивления общественности в декабре Рийгикогу вновь изменил закон, и в дальнейшем употребление спиртного разрешено только в определенных местах. До того, как поправка к закону была инициирована, Turu-uuringute AS провело опрос, по данным которого 82 процента респондентов не поддерживают разрешение на употребление спиртных напитков в общественных местах.

Хотя сравнение двух этих опросов может показаться произвольным, в обоих случаях внимание привлекает цифра – 82 процента. По сути, в обоих случаях 82 процента жителей поддержали ограничение своей свободы. Несомненно, возможность пить вино во время пикника в парке для жителей Эстонии не вопрос первостепенной важности. Но, тем не менее, подавляющее большинство поддержало тот факт, что их лишат одной из свобод, хотя для многих ее использование возможно лишь теоретически.

При восстановлении запрета на упот­ребление спиртного в общественных мес­тах в зале Рийгикогу прозвучала мысль, что люди не смогли проследить за тем, мешают ли они своим поведением окружающим или нет. Законодатели сочли, что вернуться к отмене запрета можно будет лет через 10 или 15, когда общество будет более развито. Однако общество не может развиваться, если отнять у него такую возможность, восстановив запрет.  

Пожалуй, следовало бы подождать с обратным изменением закона и позволить людям справиться с эйфорией от свободы пития.  Если люди добровольно поддерживают ограничение своей свободы, политики не преминут этим воспользоваться. Так и рождаются идеи, например, о введении полного запрета на продажу алкоголя по воскресеньям в Таллинне. Злоупотреб­ление алкоголем – несомненно, проблема для Эстонии, и ее нужно решать. Но борьба с зеленым змием должна идти не при помощи звучных лозунгов и ограничения прав большинства людей.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх