Эркки Баховски: доктрина Трампа? Спасибо, не надо! (1)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Эркки Баховски.
Эркки Баховски. Фото: Tairo Lutter

Америке нужна стратегия в сфере внешней политики, считает эксперт Эркки Баховски, между тем Трампу, кажется, неинтересно то, что происходит во внешнем мире.

Антироссийские санкции Конгресса подтверждают то, что президент Дональд Трамп не может проводить такую внешнюю политику, какая ему нравится, и что международный контекст ставит его в четкие рамки.

«Международный контекст» означает здесь «интересы и престиж США». Не в интересах США – уступать России и портить отношения с Европой. О сделках с президентом России Владимиром Путиным не может быть и речи.

Однако стоит напомнить то, что говорилось во время избирательной кампании Трампа и в начале срока его президентства: если обобщать, что-то в том духе, что при прежнем президенте Бараке Обаме отношения США и России ухудшились, а он, Дональд Трамп, вновь их улучшит. Припомним и реакцию российской Госдумы на победу Трампа: стоячая овация.

Каково положение дел сегодня? Подписанные Трампом антироссийские санкции Конгресса обрели силу закона. Следовательно, игнорировать санкции значит нарушать закон. Путин уже сообщил о высылке из страны 755 дипломатов и технических работников США или прекращении с ними рабочих отношений. Еще американцы до учений «Запад» посылают в российские окрестности дополнительные военные силы. Бывало ли такое во времена Обамы?

Трамп подписал санкции скрепя сердце, понимая, что его внешнеполитические варианты вследствие вступления санкций в силу уменьшаются. Однако штука в том, что санкции касались не одной только России. Хитрые конгрессмены засунули в один пакет с Россией Иран и Северную Корею. Последние две страны точно считаются в США париями.

Свою роль играет здесь и престиж США. Возможно, не все помнят атмосферу после 11 сентября, но я работал в издании, для которого пишу сейчас эти строки, и помню всё очень хорошо. В числе прочего все понимали, что США – супердержава и должна что-то предпринять, чтобы сохранить свой престиж. Последовала бомбардировка Афганистана. Мы можем спорить о том, был ли этот шаг правильным, но престиж США пострадал, а ничегонеделание подорвало бы его еще больше.

Теперь, когда появляются улики, доказывающие участие России в президентской гонке США, ясно, что американцы просто не могут смотреть на то, как Москва ими манипулирует. Что-то нужно было делать – и кое-что сделали. Более того, продолжается расследование предполагаемых связей ближнего круга Трампа с россиянами.

То, что Трамп и Ко сейчас внешнеполитически дрожит, связано, конечно, с тем обстоятельством, что в самом Белом доме наблюдается ныне нечто вроде дешевого водевиля – там можно продержаться в должности, скажем, всего десять дней. И еще с тем, что госдепартамент попросту недоукомплектован. У госсекретаря Рекса Тиллерсона недостаточно подчиненных, чтобы вообще осуществлять какую-то внешнюю политику.

Практике не помогает, увы, и теория. В последнем номере журнала «Foreign Affairs» проигравший выборы кандидат в вице-президенты Тим Кэйн пишет о том, что США в XXI веке нуждается в новой доктрине Трумэна. Реакция на повседневные события – это еще не продуманная внешняя политика.

Конечно, у доктрины Трумэна были свои минусы: из-за нее Америка попала в капкан Вьетнамской войны. Но по крайней мере у страны была стратегия, посредством которой США смотрели на мир. Сегодня такой стратегии нет – и Трампу, по мнению множества экспертов, вообще неинтересно то, что происходит во внешнем мире, он не читает книг, статей и докладов разведки, а всё это более чем необходимо, чтобы управлять страной размером с США. Но стратегия не сочетается со сделками, которые Трампу как бизнесмену кажутся очень правильным способом решения проблем.

Перевод с эстонского.

Комментарии (1)
Copy
Наверх