Владимир Свет: пропаганде в школе – нет, дискуссии – да!

Владимир Свет
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Владимир Свет.
Владимир Свет. Фото: Liis Treimann

Можно ворчать о том, что молодежь еще не готова голосовать, а можно ознакомиться с правилами ведения политической агитации в школах и проследить за тем, чтобы школа не стала мишенью политпропаганды, пишет на портале Rus.Postimees советник канцлера права Владимир Свет.

На предстоящих местных выборах впервые смогут голосовать 16-17-летние ребята. Большая часть молодых избирателей учится в школе, поэтому снижение избирательного возраста заставляет задуматься: насколько совместима учебная деятельность и политическая агитация. Чтобы ответить на этот вопрос, Министерство образования в сотрудничестве с канцлером права, директорами школ и молодежными организациями разработало принципы, которыми во время выборов должны руководствоваться директора школ.

Главное, что надо знать в связи с этим вопросом, – принцип нейтральности учебных заведений. Проще говоря, школа не должна быть местом, где ученикам навязывают политические, религиозные или иные взгляды. В контексте предвыборной кампании это означает, что в школе не должна проходить агитация за того или другого кандидата, за партию или избирательный союз. Раздача предвыборных материалов, вывешивание плакатов, мероприятия в поддержку конкретного кандидата, вербовка членов партий – подобная деятельность прямо противоречит принципу нейтральности школьного образования.

Однако, это не значит, что школа должна избегать политики: система образования не может существовать отдельно от остального общества и избегать тем, которые волнуют большую его часть. Именно поэтому рекомендации министерства и канцлера права приветствуют проведение мероприятий, которые позволяют ученикам ознакомиться с разными платформами и кандидатами, понять принципы работы местной власти, критически оценить те или иные обещания. Таким образом, различного рода дебаты, дискуссии, обсуждения, инфодни и так далее не только не запрещены, но скорее приветствуются. При этом они должны соответствовать определенным критериям.

Во-первых, на них должны быть представлены разные политические силы, которые выдвигают кандидатов в том самоуправлении, в котором расположена школа. Надо помнить, что помимо партий речь идет об избирательных союзах и независимых кандидатах.

Во-вторых, участие должно быть для учеников делом добровольным. Мероприятия не должны быть обязательными для посещения, влиять на успеваемость или посещаемость. Поэтому их рекомендуется проводить в конце учебного дня.

В-третьих, всевозможные дебаты и дискуссии должны проводиться по возможности беспристрастно. Для этого не обязательно приглашать профессионального ведущего: в каждой школе найдется по ученику, учителю или директору, который сможет достойно провести мероприятие без того, чтобы оно превратилось в балаган или пропаганду какого-нибудь кандидата.

Кроме этого, правила рекомендуют не приглашать в школы кандидатов для сольных выступлений. Вне зависимости от роли, которую те исполняют в качестве лекторов, выпускников, представителей городской или государственной власти, в период активной предвыборной кампании их сложно воспринимать в отрыве от этой самой кампании. Подробнее с упомянутыми правилами можно ознакомиться по ссылке. Квинтэссенция рекомендаций такова: в школе не приветствуется политическая пропаганда, но приветствуется политическая дискуссия и взвешенный подход к различным политическим платформам.

Несколько непонятен скептицизм некоторых политиков и общественных деятелей, которые ни видят смысла в том, чтобы ограничивать пропаганду в школах. По их логике, право голосовать для 16-17-летних должно означать и право политиков вести работу с этой группой населения. Видимо, критики несколько невнимательно читали соответствующие рекомендации, которые не запрещают, но лишь приветствуют политическую дискуссию в школах. Что же касается пропаганды, не имеющей отношения к взвешенному принятию решения молодыми избирателями, таковая была запрещена и до снижения избирательного возраста. Более того, было бы странно предполагать, что школа является единственным каналом связи политиков с молодежью – есть ведь и пресса, и социальные сети, и уличные кампании, которые прекрасно работают с представителями всех возрастов.

Можно согласиться с критикой системы образования, которая и ранее на практике допускала политическое давление на учеников, родителей, учителей. Никакие правила сами по себе эту проблему не решат. Однако впервые в истории независимой Эстонии создана хоть какая-то основа, на которую может опираться школьное руководство, когда оно определяет, что в школе допустимо во время выборов, а что нет. Из этих принципов могут исходить и политики, планируя предвыборные кампании. Эти же правила могут стать руководством к действию для учеников, родителей, учителей и даже выпускников, которые хотят, чтобы их школа не оставалась в стороне от общественной дискуссии, и чтобы ученики действительно понимали, что стоит за их правом голосовать на местных выборах.

Два года назад снижение избирательного возраста было закреплено в Конституции. 15 октября большая часть гимназистов сможет впервые проголосовать на выборах в собрание местного самоуправления. Можно ворчать о том, что молодежь еще не готова, что без ручки с номером кандидата молодежь не сделает правильный выбор. А можно ознакомиться с правилами ведения политической агитации в школах и проследить за тем, чтобы школа не стала мишенью политпропаганды. Если такое все же случится, об этом всегда можно сообщить Министерству образования или местному Департаменту образования. Или тому же канцлеру права.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх