От попыток откосить до тюремной камеры: история русскоязычного солдата в эстонской армии (10)

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Fotolavastus: Joakim Klementi

Самоповреждение, арестантская камера, отделение экстренной медицины и прием у психиатра — так далеко этой весной зашел абсолютно здоровый военнослужащий срочной службы, который хотел отвертеться от армии, пишет Postimees.

19-летний Роман (имя изменено) из небольшого населенного пункта в Ида-Вирумаа был призван в армию в июле прошлого года. После трехмесячного базового курса он стал водителем в пионерном батальоне в Тапа. Это одна из должностей с минимальной физической нагрузкой.

Роман был психически здоров и в хорошей физической форме, хотя уже ранее был не в ладах с законом. В октябре прошлого года началось своего рода перетягивание каната, когда Роман отказался выполнять приказы командиров и участвовать в учениях.

«Он принципиально противился системе. Хотел вернуться домой, находил у себя различные медицинские поводы, ходил в лазарет. Один раз ему дали освобождение, потом уже нет, поскольку он был абсолютно здоров», - рассказывает пресс-представитель 1-ой пехотной бригады Марина Лощина.

С Романом поочередно работали психолог и социальный работник. К началу года у Романа уже были взыскания: объяснительное письмо и наказание за неподчинение старшему по званию. Командиры стали отмечать, что поведение молодого человека подрывает моральный дух остального подразделения.

Шокирующий поворот в этой истории произошел в январе этого года. Роман появился в лазарете с кровоточащим пальцем.

«Позже выяснилось, что он рассказал одному военнослужащему, что сам ударил себя молотком. Причиной стал приказ старшины собрать вещи и присоединиться к группе в лесном лагере. Он не захотел этого делать и покалечил себя», - говорит помощник прокурора Вируской окружной прокуратуры Юрген Хюва.

Кровотечение было поверхностным и нуждалось только в пластыре. Но он не согласился на медицинскую помощь. После этого он отказался выполнять любые распоряжения.

Несоблюдение устава — это не шутки и поведение Романа на этот раз довело его до ареста. Утром 24 февраля этого года, в день столетия ЭР, Роман находился второй день в Раквереском арестном доме в камере номер пять.

В 10 утра молодой человек умышленно ударил свою правую руку об раковину, что привело к кровотечению.

Из договора Романа с прокуратурой следует, что причиной этому было желание нанести себе вред здоровью, чтобы не отбывать дисциплинарное наказание и окончательно освободиться от военной службы.

Его доставили Раквереское отделение экстренной медицины, а после на проверку в Таллиннскую психиатрическую больницу, где его признали здоровым.

Роман подтвердил прокуратуре самоповреждение, но озвучил новую причину своего поведения.

По его утверждениям, на службе он подвергался дискриминации, поскольку он говорит на русском языке и не владеет на хорошем уровне эстонским языком. Нанесение повреждений в камере он объяснил тем, что сокамерники вели себя странно и он не хотел больше там находиться.

Прокурор Хюва говорит, что доказательства и показания десятков очевидцев рисуют совсем иную картину.

«Говорили, что он непокорно выполнял распоряжения. То, что он подвергался дискриминации, не нашло никаких доказательств, кроме того, что он сам об этом утверждал», - сказал Хюва. Также ни одни показания русскоязычных сослуживцев не поддерживают рассказа Романа.

Когда Хюва ознакомился со служебным путем Романа, картина стала яснее. 24 января Роман с помощью государства получил водительские права категории С, самоповреждения начались уже на следующий день. «У меня осталось впечатление, что его цель была получить права и после этого как можно быстрее выбраться», - сказал Хюва.

Что дело вовсе не в дискриминации, а в чем-то другом, уверены и Силы обороны. Роман понимал приказы на эстонском языке, он сдал экзамен по вождению за номинальное время и на эстонском языке. «Хорошо говорить, что ты русскоязычный и тебя дискриминируют, чтобы потом ударить себя молотком по пальцу. Если другие идут в лес и тебя также зовут — это нельзя назвать дискриминацией», - рассуждает пресс-представитель Лощина.

В апреле воинская часть подписала приказ, согласно которому Романа освобождали от службы по медицинским причинам. В апреле он уже был в родном городе, в то же самое время другие готовились к крупномасштабным учениям. По соцсетям молодого человека можно сказать, что он в хорошей форме и никаких проблем со здоровьем у него нет.

В начале июня 19-летний юноша в рамках договора с прокуратурой получил наказание в виде шести месяцев условного тюремного заключения с испытательным сроком в год. Борьба против исполнения обязательств гражданина ЭР обошлась ему штрафом и расходами на адвоката на сумму 1050 евро. Он завершил службу на два месяца раньше, чем его сослуживцы.

Комментарии (10)
Copy
Наверх