Константин Эггерт: Трамп проиграл

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Президент России Владимир Путин и экс-президент США Дональд Трамп.
Президент России Владимир Путин и экс-президент США Дональд Трамп. Фото: BRENDAN SMIALOWSKI / AFP

Бывший шеф бюро Русской службы Би-би-си в Москве, политический обозреватель Константин Эггерт считает, что президент России Владимир Путин больше выиграл от встречи с американским коллегой Дональдом Трампом, но ничего особенного после нее не изменится.

- Закончилась встреча в Хельсинки. Можно ли сказать, что Путин теперь победоносно въедет в Москву на белом коне, а Трамп понес поражение?

- Так и получилось, Трамп проиграл. Кто-то из сенаторов-республиканцев нашел очень хороший образ, он сказал, что теперь Путин, на борту самолета, возвращаясь в Москву, должен есть икру ложками. Пиар-эффект от пресс-конференции в Хельсинки невозможно переоценить.

Российский президент солировал на этой пресс-конференции: он ее начал и Трамп ни разу его не поправил, ни разу ему не возразил. Трамп все время кивал, даже тогда, когда Путин говорил о необходимости допросить Билла Браудера. Если считать, что между Москвой и Вашингтоном отношения плохие, то у человека, посмотревшего пресс-конференцию, сложится обратное впечатление. Я думаю, что практические результаты этой встречи будут невелики. Во-первых, совершенно очевидно противодействие в Сенате и Конгрессе планам Дональда Трампа. Даже его собственная республиканская партия подвергла его критике. Во-вторых, Трамп, несомненно, столкнется с сопротивлением дипломатов, спецслужб. Это может быть тайное сопротивление, но я бы не исключал громких отставок.

Полагаю, что политика Вашингтона в отношении России с этого момента оказывается полностью в фарватере кремлевской политики, а, кроме того, становится камнем преткновения внутривашингтонской политики.

- Вокруг Трампа много шума. Например, недавно телеведущий Билл Махер заявил, что Америке нужна рецессия, чтобы избавиться от Трампа. СМИ тоже необъективно освещают то, чем занимается президент. Как ориентироваться в этой ситуации?

- В Америке происходит сильное гражданское противостояние между людьми, которые совершенно по-разному смотрят на жизнь. С одной стороны, это элита, которая доминирует, в том числе и в СМИ. Это молодые, у них позитивное отношение к вмешательству государства в экономику, к новой сексуальной морали, к абортам, миграции, изменению климата и прочему. Люди же, которые голосуют за Трампа, совершенно иначе воспринимают темы, связанные с культурной идентичностью, экономикой и традиционной моралью. Такое разделение невозможно преодолеть быстро. Такой холодный конфликт в обществе будет продолжаться, и Трамп будет использовать его для мобилизации своей базы.

- Как вы считаете, Трамп – борец номер один против путинизма или он ждет подходящего момента, чтобы отдать Путину Восточную Европу и Аляску?

- Речь не идет о том, что отдадут Восточную Европу. Речь идет о некой картине мира, на которой главные роли играют крупные державы. Такая картина очень нравится Москве. В этой политике заложено много рисков - как для Путина, так и для Трампа. Кондоминиумы, соуправление никогда не бывает гладким. И, полагаю, это невозможно, потому что между США, Россией и Китаем множество противоречий. Но Трамп, очевидно, верит, что соуправление возможно.

- Что Путин и Трамп могут вообще предложить друг другу?

- Предложить они могли бы немногое. По тем вопросам, которые интересуют Трампа – Иран и Китай - Путин может предложить немного. Допустим, он сможет уговорить иранцев отвести боевиков «Хезболлы» подальше от границ Израиля. Но даже это не может быть гарантировано. У Ирана собственный взгляд, что нужно делать на Ближнем Востоке, и Путин не является командиром в Тегеране.

В случае конфликта Израиля и США с одной стороны и Ираном с другой, Путин явно не будет вмешиваться и Вашингтон это хорошо знает. Что касается Китая, то Россия – де-факто младший его партнер. В некоторой мере, кремлевское руководство это приняло. Здесь тоже мало что может измениться, вряд ли Путин будет участвовать в торговых войнах на стороне США. Ядерное разоружение – возможно, в том числе необходимо пересмотреть и ряд старых договоров по сокращению вооружения. Здесь может быть прогресс, и это традиционная вещь: раньше во время американо-советских отношений ядерное разоружение было палочкой-выручалочкой.

Самым сложным вопросом теперь является российско-украинский конфликт. Трамп подчеркнуто не желал говорить об Украине публично. Единственным намеком на то, что эта тема вообще обсуждалась, стало согласие Путина сохранить украинский транзит. Никаких разговоров о российской агрессии, об аннексии не было. Это серьезный поворот в политике Белого дома. Возникают вопросы. Все, что касается Украины, де-факто находится в ведении Конгресса. Любая попытка снять санкции должна быть одобрена Конгрессом, согласно закону, принятому в прошлом году. Так что у Трампа связаны руки.

Практические результаты встречи не очень большие, но есть важный момент: воспримет ли Путин это как карт-бланш в отношении интересующих его регионов? Это вопрос, который следует задать психологу, но не политическому обозревателю.

- Какой была реакция российских СМИ до и после встречи Путина и Трампа? Есть ли причина у российских пропагандистов проехаться по Москве с американским флагом и выпить бокал шампанского?

- Реакция с утра была восторженной, восторгались именно самим фактом встречи. Эта встреча если не полностью, то очень сильно выводит Путина из международной изоляции и возвращает в элиту мировых лидеров. И сейчас по этому поводу идут бесконечные ток-шоу по поводу того, как Россия победила. Люди теперь осторожны в разъездах с американскими флагами: Трамп непредсказуем, то он «наш», то «не наш». Кто знает, какие выводы он сделает потом, и как будет развиваться российская политика Вашингтона. Полагаю, что эта пресс-конференция даст повод думать, что у Путина на Трампа что-то есть.

- В последнее время слышны истеричные крики о том, что Трамп развалит НАТО. Какова вероятность, что сбудется мечта путинской России и НАТО и ЕС исчезнут?

- НАТО устоит, потому что едва ли в одиночку президент США сможет вывести страну из альянса. Но то, что было сделано на последнем саммите, посеяло серьезное недоверие к США и, я думаю, в ближайшее время, вызовет к жизни те силы в Европе, которые будут говорить: смотрите, теперь с Россией надо договариваться! Я бы сказал так: НАТО устоит, но по организации нанесен очень серьезный моральный удар. А поскольку эта организация не столько военно-политическая, сколько политико-военная, этот удар не пройдет бесследно.

Комментарии
Copy
Наверх