Неожиданный бюджетный минус сдует со стола часть предвыборных обещаний (4)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Юри Ратас со своим прошлым правительством ушел в такие минусы, что попытки обрадовать избирателей с новым правительством столкнулись со значительными трудностями.
Юри Ратас со своим прошлым правительством ушел в такие минусы, что попытки обрадовать избирателей с новым правительством столкнулись со значительными трудностями. Фото: Ээро Вабамяги

Раздающей дорогостоящие обещания новой коалиции, скорее придется экономить, пишет Postimees.

В первой половине недели в радиоинтервью премьер-министр Юри Ратас сказал, что новое, только создавающееся правительство может уже в этом году оказаться в ситуации, когда придется сокращать бюджет. Точнее Ратас ситуации не описал, поскольку она прояснится только на следующей неделе. Но в Министерстве финансов и без точных подсчетов могут предсказать, каково положение в общих чертах. Об этом положении Ратас знает, и дела плохи.

Как стало известно Postimees, ожидается, что бюджет прошлого 2018 года может оказаться в примерно однопроцентном структурном дефиците. Министр финансов, член партии «Отечество» Тоомас Тынисте вчера этот показатель не подтвердил, но признал, что структурное положение бюджета 2018 года может оказаться хуже ожидаемого и это повлияет на бюджет нынешнего года. «При передаче бюджета 2019 года в Рийгикогу было известно, что бюджет имеет структурный дефицит. Теперь есть информация о том, что будет минус, но его размер пока выясняется», - сказал он.

Однопроцентный структурный дефицит в бюджете 2018 года в деньгах означает примерно 250-милионный минус. Его влияние скажется и на нынешнем 2019 годе: «Если вы выскочим (с дефицитомУ.Я.) за один процент, придется вносить корректировки. Тогда возможно бюджет 2019 года придется пересмотреть».

Законы Эстонии требуют, что если структурный дефицит оказывается больше одного процента, то правительство должно начать экономить на расходах. Это нужно делать по 0,5 процента в год до тех пор, пока не будет достигнут баланс.

Таким образом, если 2018 год окажется в дефиците больше обещанного, то бюджет 2019 года придется сократить как минимум на 0,5 процента. Это означает экономию на сумму более ста миллионов евро. Расходы можно частично отложить на потом, пересмотреть их очередность, но в этом случае большие проблемы перед коалицией возникнут в 2020 году. Новое правительство будет составлять первый свой бюджет, и он должен содержать первые шаги в сторону исполнения данных своим избирателям обещаний.

Так что разумно все же пересмотреть некоторые расходы, по которым договорились на этот год. «Мой опыт показывает, что скорее нам нужно сократить ранее принятые решения. Когда весной прошлого года мы составляли бюджетную стратегию, нам нужно было 200 миллионов на покрытие ранее учтенных расходов», - привел пример Тынисте.

Поскольку в создаваемой коалиции больше не будет социал-демократов, которые входят в нынешнее правительство, то можно предположить, что именно те расходы, которые были добавлены в бюджет по их желанию, могут быть свернуты.

Переговорщики знают о сложном положении

В любом случае как представители Центристской партии и «Отечество», так и EKRE в курсе того, сколько денег они могут использовать. Работники Министерства финансов представили переговорщикам оценку ситуации в конце прошлой недели. В этом кроется и часть причин, почему создатели правящего союза до сих пор не представили ничего конкретного из того, что планируется вписать в коалиционный договор и реализовать в ближайшие годы. На следующей неделе показатели финансового положения прояснятся и тогда станет известно, какова ситуация точно.

Предположительно, до сих пор специалисты Министерства финансов мало участвовали в переговорах. Позавчера председатель EKRE Март Хельме сказал, что сначала при поддержке собственных финансовых экспертов будут составлены таблицы Excel для выяснения финансовых возможностей: «Чтобы до обращения в Министерство финансов и к другим чиновникам у нас самих было представление, где могли бы быть источники покрытия и что сколько стоит».

Но явившись на следующей неделе с этими таблицами к чиновникам Министерства финансов, политики могут узнать, что их подсчеты значительно отличаются от того, что в действительности можно сделать.

Еще сложнее положение нового правящего союза делает тот факт, что уже обещано не делать многих вещей, которые в ближайшие годы могли бы пополнить бюджет денежными вливаниями. Центристская партия, «Отечество» и EKRE пообещали, что новых налогов не будет,  а имеющиеся не повысятся. Деньги можно собирать с акцизов, но акцизы на алкоголь и топливо создаваемая коалиция пообещала скорее снизить, что еще больше увеличит дефицит, если потребление не увеличится в значительной степени.

В то же время партии раздали очень затратные обещания, как, например, обещанное Центристской партией повышение пенсии, от которого они точно не захотят отказаться.

По словам Тоомаса Тынисте, он перед выборами придерживался позиции, что новые обещания означают новые налоги: «Во время выборов я постоянно говорил – что вы обещаете? Деньги могут прийти только тогда, когда мы пересмотрим прежние решения и свои приоритеты плюс создадим более эффективное государство. Есть только такие возможности. Тогда, благодаря экономическому росту, может быть, возникает какая-то возможность поддержать что-то еще. Но если мы хотим реализовать какое-то обещание, это, скорее всего, означает введение нового налога. Я все время говорю, что обещание в действительности означают повышение налогов, или введение нового налога».

Пространство для маневров еще есть

Но каковы возможности создающейся коалиции, если оставить в стороне предложения Тынисте? Некоторые варианты при хорошей изворотливости все же есть. Первый из них – классический: если есть какой-то закон, который чему-то мешает, его нужно изменить. Закон о бюджете можно переделать так, что не придется умирать, начав сокращать сразу после возникновения однопроцентного структурного дефицита. Но тут нужно помнить, что именно «Отечество» (тогда IRL) было той партией, которая очень четко стояла за баланс в бюджете, а бывший председатель Март Лаар хотел внести сбалансированность бюджета в закон именно письменно.

Всегда есть пространство для маневров с дивидендами государственных фирм, которых можно изъять больше, и получить деньги, повысив госпошлины и платы за окружающую среду.

Но есть еще одно мест, откуда правительство может получить около 30 миллионов евро, а дальше еще больше. Это превращение второй пенсионной ступени в добровольную и прекращение государственных выплат. Сейчас сам человек вкладывает во вторую ступень два процента, а государство добавляет еще четыре. Добровольная вторая ступень освободила бы эти четыре процента, что есть несколько сотен миллионов евро.

После того, как люди решат забрать деньги из второй ступени, с них придется заплатить подоходный налог государству – опять дополнительный доход – и, если эти деньги пойдут в потребление, поступит какое-то количество налога с оборота – и снова дополнительный доход.  Таким образом, прозвучавшее как идеологическая идея партии «Отечество» перевод второй ступени в добровольную может стать жизнеспособным аргументов: для покрытия обещаний коалиции нужны дополнительные средства.

Если же такой большой структурный дефицит станет реальностью, это будет не только внутригосударственной проблемой Эстонии. Правительство Эстонии, насколько известно, давно спорит с Брюсселем, методы расчета структурного баланса которого показывают однопроцентный дефицит Эстонии намного большим, чем говорят подсчеты Министерства финансов.

Если теперь у нас появится такой дефицит, логично предположить, что по формулам Брюсселя он окажется еще больше, и с этим придется согласиться. В таком случае в отношении Эстонии может быть начато производство из-за превышающего порог дефицита, или Еврокомиссия вернет бюджет Эстонии и потребует внести исправления. А на это нехорошо посмотрят рейтинговые агентства, за оценками которых следят зарубежные инвесторы.

Дефицит бюджета.
Дефицит бюджета. Фото: Pm
Комментарии (4)
Copy
Наверх