Яанус Виханд: «Разговоры о необратимо подрываемой репутации Эстонии преувеличены» (1)

Copy
По словам председателя правления Coop Яануса Виханда, работа руководителя напоминает работу тренера: все время нужно отслеживать результативность и при необходимости вносить коррективы.
По словам председателя правления Coop Яануса Виханда, работа руководителя напоминает работу тренера: все время нужно отслеживать результативность и при необходимости вносить коррективы. Фото: Мадис Синивеэ

Снискавший титул лучшего руководителя года председатель правления розничной торговой сети Coop Яанус Виханд рассказал Postimees, почему он время от времени собирает тележки у магазинов, что думает о жестах семьи Хельме и насколько нужно снизить акцизы на алкоголь, чтобы полностью упразднить приграничную торговлю.

- Выбранная лучшим руководителем прошлого года Кай Реало сказала, что для того, чтобы работать на самой верхушке огромной машины, нужно иметь чувство юмора. Насколько важное место юмор занимает в вашей работе?

- Юмор очень важен. Жизнь нельзя воспринимать на полном серьезе. Каждый человек должен понимать шутку, не обижаться и не реагировать на всякие пустяки. Я считаю, что в действительности жизнь хороша и у тех, кто все время жалуется. На жизнь нужно смотреть с оптимизмом.

- Вы говорили, что считаете себя ленивым человеком. Помогает ли вам и каким образом ваша лень при руководстве?

- Я воспринимаю это так: я слишком ленив, чтобы заниматься бессмысленными делами! Это и один из принципов Coop. Просто перекладывать бумажки с одного места на другое - совершенно бессмысленно. Нужно понимать, что и почему ты делаешь. Вместо спешки нужно думать. В итоге потратишь меньше времени и ресурсов.

Я считаю, что если у тебя есть какая-то идея, с ней нужно ночь переспать. Ночью мозг переработает идею - и к утру картинка проясняется. У меня есть собственная техника засыпания: представляю, что проваливаюсь в кровать, и когда достигаю дна, уже сплю. Я к этому долго себя приучал, а теперь могу уснуть практически в любой ситуации.

- Один из руководителей высшего звена Дэвид О´Брук говорил, что эстонские руководители боятся признавать неудачи и ошибки, особенно перед работниками.

- Страх перед неудачей приветствуется. Если легкомысленно мечешься из стороны в сторону,  ошибки могут повторяться. Но скрывать неудачи, пытаться их замаскировать – это самый плохой вариант. Это самообман. Но самообман оставляет неприятный осадок, разводит плесень: о проблемах нужно говорить.

Бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер сказала: «Твои мысли формируют твои привычки, твои привычки формируют твой характер». Если возникает привычка скрывать, то и характер становится скрытным, приходится изворачиваться и заниматься махинациями.

- Часто ли эстонские руководители замалчивает проблемы?

- Достаточно. Почитайте хотя бы Postimees или Äripäev: в материалах этих газет руководители предприятий постоянно очерняют друг друга. Наша предпринимательская культура такова, что мы не наказываем тех, кто ошибся: ошибки хороши, если на них учатся.

- Предположим, что кассир ошибся и к концу дня в кассе не хватает 2000 евро. Что вы сделаете?

- Такое происходит нечасто. Потеря такой большой суммы не слишком возможна, а на маленькие суммы ошибаются. Зависит от ситуации. Если человек неаккуратный, работает спустя рукава или - еще хуже - ошибается умышленно, это плохо.

Работа руководителя немного напоминает работу тренера футбольной или баскетбольной команды. Все время следишь за результативностью игроков, их показателями и при необходимости вносишь коррективы: советует, меняешь, "покупаешь" новых людей. Мою работу можно сравнить с работой тренера.

- Насколько известно, вы - играющий тренер, поскольку время от времени помогаете возить тележки в магазине.

- Для меня это естественно. Я не смог бы работать без собирающих тележки людей или без кассиров. От меня, если бы я просто сидел в кабинете, без этих людей не было бы никакого толку. Для меня не проблема помочь им и подумать вместе с ними, как сделать лучше. В этом и заключается идея сотрудничества. Если каждый сидит в своем углу и не обменивается мыслями, организация перестает развиваться.

Крупные PR-шоу, когда руководство день-два занимается простой работой, мне не нравятся. Я у кладовщиков в сложный момент спрашивал (склад Coop находится в одном здании с главной конторойред.), нужна ли им помощь, но они сказали, что скорее я им буду мешать. (Улыбается.)

Я думаю, что среди наших 5500 работников найдется много таких, кто не знает меня в лицо. Они и не должны знать. Мне нравится приходить в магазин инкогнито, чтобы оценить, какие впечатления остается у наших обычных клиентов. Это самое важное в нашей работе.

- Насколько должны снизиться алкогольные акцизы, чтобы прекратилась латвийская приграничная торговля?

- Да, ее нужно прекратить. Мы хотим, чтобы люди жили долгой и здоровой жизнью, но алкоголь, который они все равно покупают, покупали бы все же в Эстонии. Сейчас употребление алкоголя увеличилось, а предприниматели несут убытки: десятки магазинов закрылись, зарплаты не повысились, инвестиции не были сделаны.

Если акцизы снижать, то серьезно, чтобы они приблизились к латвийскому уровню. Если снижение будет косметическим, это ничему это не поможет и, скорее, еще больше ухудшит ситуацию, поскольку мы потеряем доходы от налогов.

- Вы можете пообещать, что если план Хельме пройдет, то и вы снизите в своих магазинах конечные цены на пиво? Думаете ли вы о закрытии маленьких магазинов на юге Эстонии?

- Первое могу обещать. Если акцизы снизятся, пиво в наших магазинах станет дешевле. О втором говорить сложно. Я думаю, что скорее нет. (Задумался.) Мы каждый год открываем и реконструируем пару десятков магазинов по всей Эстонии. Таким образом, если жизнь на селе развивается и мы видим такую возможность, то почему не открыть какой-то закрытый магазин.

- Одним из краеугольных камней проекта Coop является поддержание жизни в сельских регионах, в то же время вы там постоянно закрываете магазины. Как так?

- Это неправда, что мы только закрываем магазины! Например, недавно мы открыли магазин в Тырва. Также строим сейчас новый магазин в центре Антсла.

Может быть, я идеализирую, но качество жизни на селе – если там есть возможность для образования детей, развлечения и инфраструктура – намного лучше. Намного приятнее жить под щебетание птиц под деревьями на берегу лесного озера, чем в ласнамяэском панельном доме, и искать там в пене и в мыле место, чтобы припарковать машину.

- Попавшая в правительство EKRE тоже говорит, что в сельские регионы нужно снова вдохнуть жизнь. Вы поддерживаете их?

- Должен признать, что я такого у EKRE не заметил. Мне нравятся многие позиции EKRE, которые выражают здоровое и трезвое хуторское мышление. С другой стороны, часть их позиций настолько радикальна и неприятна, что делает их противоречивыми.

Больше всего меня нервирует их хвастовство, склочность, обесценивание и оскорбление других. Я считаю важным уважение и почет по отношению к людям. Попробуй понять людей, а не просто сказать, что те, кто думает не так, как мы, – дураки и идиоты! Ведите себя, пожалуйста, вежливо!

- Многие предприниматели выражали опасения, что новое правительство и EKRE испортят нашу международную репутацию. Дела так плохи?

- Я вообще стараюсь не поддаваться страхам. Пытаюсь найти решение. Скажем так, на каждую силу есть своя сила. Выход EKRE на авансцену связан с тем, что в какой-то момент наша жизнь радикализовалась.

Я думаю, что нынешнее правительство ничего необратимо не испортит. Все эти разговоры о вреде репутации явно преувеличены. Я не воспринимаю это так трагически! Естественно, есть какие-то пятна, но EKRE – это одна маленькая компания. Пара их политиков не представляют всю Эстонию. Думать так – наивное упрощение.

Много говорилось о жестах представителей семьи Хельме. Окей, мне не нравится их провокационный троллинг, но я не буду сходить с ума из-за их жестов! Этот жест всегда означал «окей» или «хорошее настроение». Этот знак есть даже в твоем телефоне, в приложении Messenger. Полтора года назад какие-то типы начали с этим шутить. Потом это почему-то сделали выражением верховенства белых. Но так все выворачивать - это безумие!

- Наша жизнь слишком политизировалась?

- Политика – это неотрывная часть нашей жизни. Чем больше людей участвуют в политике, тем лучше. Но это нужно делать в ходе разумной дискуссии. Меня больше всего нервирует культивирование радикализма. Я считаю, что это отчасти заслуга журналистов. Кому-то очень нравится усиливать написанное в Facebook и превращать это в новости. Вы собираете клики! Но каждый участник должен сделать все, чтобы ситуация нормализовалась.

Coop стремится стать фирмой-миллиардером

Имеющий 30-летний опыт предпринимательской деятельности Яанус Виханд возглавил Coop (тогда это называлось Эстонским центральным союзом потребительских обществред.) в конце 2012 года, чтобы вдохнуть новую жизнь в торговлю консервативных обществ.

Именно предание современного вида Coop  отметило жюри. Кроме того, в пример было приведено то, что Виханд активно занимается продвижением сельской жизни и сотрудничества. Он поставил перед собой амбициозную цель - сделать Coop фирмой-миллиардером. За время пребывания Виханда в должности оборот центрального объединения увеличился с 400 миллионов до 600 миллионов евро.

До Coop Виханд руководил Bauhof Eesti, Rakvere Piim и Rocca al Mare Suurhall, а также входил в советы разных предприятий.

В торговую сеть Coop Eesti по всей Эстонии входят 350 магазинов A&O, Konsum и Maksimarket.

Конкурс на лучшего предпринимателя года организуют Центральный союз работодателей Эстонии, Эстонское общество управления персоналом PARE, газеты Postimees и Äripäev, предприятие Pärnu Konverentsid и банк Luminor.

В прошлом году этот титул получила руководитель сети заправочных станций Circle K Кай Реало.

Комментарии (1)
Copy
Наверх