У премьер-министра имеются претензии к Департаменту здоровья (3)

Эло Мыттус-Леппик
Copy
Премьер-министр Юри Ратас вчера в передаче "Otse Postimehest".
Премьер-министр Юри Ратас вчера в передаче "Otse Postimehest". Фото: Madis Veltman

Премьер-министр Юри Ратас (ЦП) недоволен работой Департамента здоровья в кризисное время и планирует при первой возможности что-то с этим сделать. Об этом Ратас сказал вчера в передаче «Otse Postimehest».

- Какое впечатление вызывает у вас ситуация, при которой работающий на передовой медицинский руководитель кризисного штаба Аркадий Попов зарабатывает намного меньше, чем, например, недавно нанятая команда пиарщиков?

- На передачи полезно приходить: можно узнать и сегодняшние новости. Последние семь-восемь часов я провел на совещаниях. Я считаю, что вклад доктора Попова в борьбу с коронавирусом никак нельзя оценить деньгами – он бесценен.

- Просто у многих возник вопрос, что стоит за дорогим PR-проектом Департамента здоровья: внезапно возникшим  желанием подправить разрушенный имидж и восстановить лицо.

- В этом кризисе многие учреждения Эстонии могли бы вести себя намного профессиональнее и оперативнее. Я считаю, что это урок, который в какой-то момент, когда мы выйдем из эпицентра кризиса, будет обсуждаться.

Задним число понятно, что тот волейбольный матч на Сааремаа не должен был состояться. Было бы тогда зараженных меньше? Думаю, что мы не знаем ответа на этот вопрос и сегодня, но, да, естественно, учреждениям нужно было сделать все, - и не только государственным учреждениям - чтобы эти соревнования на острове не проводились.

- Я правильно поняла, что у вас имеются претензии к работе Департамента здоровья?

- Да, вы поняли правильно.

- Не могли бы вы уточнить, какие претензии еще, кроме произошедшего на Сааремаа?

- Общее управление кризисом в Департаменте здоровья по секторам было хорошим, но есть места, где можно было бы действовать лучше. Но это не то место, где мы будем разбирать структуру Департамента здоровья и перемещать людей с одного места на другое.

- Должна ли руководитель Департамента здоровья Мерике Юрило уйти в отставку?

- Ответ я дал выше.

- В среду вы будете обсуждать в правительственной комиссии вопрос ношения масок. Какова ваша позиция: нужно ли сделать их ношение обязательным? Да или нет?

- В этом интервью мы с вами переместились в предвыборный период, когда интервьюируемый может отвечать только да или нет. Если правила таковы, то я должен их придерживаться. Тогда мой ответ: нет.

- То есть вы не сделаете ношение масок обязательным?

- С десяток европейских стран сделали ношение маски обязательным, с десяток – нет, остальные только дали рекомендации. Я сказал, что это должно было бы стать социальной нормой. Я считаю это правильным, но если вы спрашиваете, нужно ли сделать это обязательными и во внутренних помещениях, то я считаю, что это крайне сложно. Первое – это доступность масок, второе – цена, которая поднялась в несколько раз. Возникает вопрос, кто должен маски раздавать – так что это сложно.

- Правительство решило, что общественные мероприятия запрещены до конца июня, а массовые мероприятия - до конца лета. С какого числа людей начинается массовое мероприятие?

- Нужно, может быть, посмотреть, какие пределы установлены в ближайших к нам странах или вообще в Европе, но звучали цифры, что это 500-1000 человек. Решение в Эстонии будет принято в конце мая.

- А как с закрытыми мероприятиями? На частных праздниках правило десяти человек не действует? На Иванову ночь можно пригласить больше людей?

- Да, если мы говорим о костре в собственном дворе или о вечеринке в собственной недвижимости, то действительно никак не отрегулировано, кто там может находиться - только члены семьи, только родственники или друзья тоже. Но и там должен действовать здравый и хозяйский подход, что массовых сборищ мы в этом году не устраиваем. Общественные костры Ивановой ночи в этом году запрещены.

- Когда вы будете обсуждать и принимать решение о работе торговых центрах?

- Мы вернемся к этой теме на следующей неделе.

- Министр сельской жизнь Арво Аллер (EKRE) сказал, что осенью вместо иностранных работников на поля можно было бы отправить школьников. Что вы об этом думаете?

- Конечно, я не поддерживаю отправку школьников на полевые работы в обязательном порядке. Осенью ученики должны быть в школе, и это самая важная их  работа.

- Это не было очередным лоббированием идеи EKRE о том, что иностранная рабочая сила должны покинуть Эстонию, а мы справимся своими силами?

- Я понял, что идея связана с осенью, с сентябрем. Я остаюсь на своей позиции: в сентябре ученики учатся в школе.

- Во вторник вы решили, что с 18 мая на островах будут сняты все ограничения, это означает, что каждый сможет ездить на Сааремаа и Муху?

- 18 мая – если заражение не начнет увеличиваться – действительно будут сняты все ограничения. Первый этап назначен на 4 мая, уже в следующий понедельник, когда все, кто прописан на островах, смогут свободно ездить туда-сюда – ровно столько, сколько им нужно.

- Собираетесь ли вы включить в концепцию выхода из кризиса конкретные даты? Оппозиция говорит, что людям нужны цели или конкретные даты: чтобы стало понятно, сколько еще терпеть.

- Вы говорите, что оппозиция недовольна отсутствием дат. Но и я хотел бы поинтересоваться датой и даже - в котором часу. Вряд ли вы не сможете дату и время назвать, не могу и я. Не могут ученые, врачи и вирусологи сказать, когда то или иное послабление могло бы вступить в силу. Эстония составила очень основательный план, я считаю, что один из самых основательных в Европе.

Мы говорили обо многих датах: например, восстановление планового лечения - 21 апреля, открытие школ - 15 мая. Сегодня мы дошли до музеев под открытым небом, спортивных занятий на свежем воздухе, открытия островов. Называть конкретные даты всех ослаблений чрезвычайного положения было бы неправильно. Было бы очень неправильно давать обществу сигнал о том, что 15 мая будет то, 21 мая – это, 30 мая еще что-то, и, может быть, что-то произойдет 15 июля. Мы не знаем, мы до сих пор не знаем, как этот вирус себя поведет.

Утверждается, что, может быть, вирус, вообще исчезнет с планеты, утверждается, что вирус вернется. Утверждается и то, что осенью вирус вернется и станет еще сильнее. Поэтому называть определенные даты, я считаю, крайне безответственным.

- Однако Март Хельме (EKRE) сказал, что у вас имеется документ, в котором все эти даты красиво расписаны.

- Есть рабочие версии. Мы разрабатывали стратегию, я думаю, недели три. Это не кружок моделирования: мол, поставим одну деталь так, а другую сяк - и самолетик готов. Это требует постоянного диалога со специалистами. И, как сказала Европейская комиссия, если вводится одно послабление, то через какое-то время нужно посмотреть, как оно повлияло на ситуация. с вирусом, и только потом делать следующий шаг.

Комментарии (3)
Copy
Наверх