Под знаком ответа. Дело на словах

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: ДД архив

Отвечает руководитель юридического бюро «Инвиктус» (www.invictus.ee) Юри АСАРИ.

– Существует ли закон или какое-нибудь постановление, которое регулирует, насколько громко водители общественного транспорта могут включать радио в салоне автобуса или троллейбуса? Часто сталкиваюсь с тем, что радио кричит так громко, что мешает пассажирам и отвлекает самого водителя.

– Нормативными документами невозможно регулировать все жизненные ситуации. В законах все чаще фигурируют такие понятия как разумность и добросовестность. А разумным считается то, что в этой ситуации сочли бы разумным лица, действующие на принципах добросовестности. В данной ситуации было бы разумным на ближайшей остановке попросить водителя уменьшить громкость радио.

– При разводе супругов, имеющих двух несовершеннолетних детей, жена написала заявление, что отказывается от алиментов. Муж, в свою очередь, обязался не заявлять претензий на квартиру. Тем не менее отец в течение нескольких лет продолжал финансово поддерживать детей. Потом отец потерял работу и перестал передавать деньги. Тогда их мать подала на бывшего супруга в суд с целью взыскать все невыплаченные за эти годы алименты. В момент подачи иска дети были несовершеннолетними, однако сейчас им уже по 18 лет. Может ли их мать по-прежнему требовать с бывшего мужа уплаты алиментов?

– Собственно говоря, взаимные заявления супругов юридической силы не имеют. Все соглашения, касающиеся недвижимости (в данном случае – квартиры) должны быть нотариально заверены. Несоблюдение формы сделки, предусмотренной законом, приводит к ее ничтожности. Мать не могла отказаться от алиментов, так как право на содержание имеет не она, а дети. Своими действиями она нарушила интересы детей. Вывод: муж имеет право требовать раздела квартиры, а дети – получать содержание от отца.

На основании ст. 97 Закона о семье получать содержание правомочны несовершеннолетний ребенок и ребенок, который по достижении совершеннолетия продолжает получение образования. Подав исковое заявление в суд, читательница имела право требовать алименты до совершеннолетия детей и возмещения вреда, возникшего в связи с невыполнением обязанности, задним числом за период до одного года до предъявления в суд иска об алиментах (ст. 108). Дети, достигшие совершеннолетия и продолжающие получение основного или среднего образования в основной школе, гимназии или профессиональном учебном заведении имеют право самостоятельно подать в суд иск и требовать от родителей получения содержания. Право на получение алиментов сохраняется до достижения ими возраста 21 года.

– Моя мать и мой отчим жили в квартире, полученной ими в советские времена и приватизированной на желтые карты матери. Когда отчим умер, выяснилось, что свою половину квартиры он завещал дочери от первого брака. Наследница через суд ходатайствовала о том, чтобы наша мать записала ее в крепостную книгу в качестве совладелицы. Пока суд да дело, мать умерла, завещав свою часть квартиры нам, ее детям. В связи с этим два вопроса: законно ли суд вынес требование удовлетворить ходатайство дочери нашего отчима в отношении уже покойного человека, обязав нас оплатить судебные расходы? Мог ли отчим завещать свою часть квартиры, если жилплощадь была приватизирована матерью и именно она была записана в крепостной книге как собственница?

– Я не могу давать оценки законности решения суда. Это является исключительно компетенцией вышестоящей судебной инстанции и только в том случае если была подана апелляционная жалоба. Имущество супругов, приобретенное или приватизированное во время брака, является совместным независимо оттого, на кого из них оно оформлено. Таким образом, отчим имел право распорядиться своей долей в общем имуществе супругов и составить завещание в пользу дочери от первого брака.

После принятия наследства дочь отчима имела право требовать изменения записи в крепостной книге. Если мать читательницы не давала на это согласия, то оно могло быть заменено решением суда. Таким образом, решение суда было вполне прогнозируемым. Не вызывает сомнения и то, что судебные издержки должно нести лицо, проигравшее судебный спор. Но, если одна из сторон во время судебного процесса умирает, то об этом надо сообщить суду. На основании ст. 208 ГрПК, если истец придет к выводу о том, что иск предъявлен ошибочно не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, то суд может по ходатайству истца, не прекращая производства по делу, до окончания судебного разбирательства в суде первой инстанции заменить первоначального ответчика другим ответчиком. В этом случае иск считается отозванным в отношении первоначального ответчика. После замены ответчика или привлечения его к участию в деле рассмотрение дела производится с самого начала. В случае смерти стороны – физического лица суд допускает универсального правопреемника этой стороны к участию в процессе (ст. 209). Для универсального правопреемника все действия, совершенные до его вступления в процесс, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательными для его предшественника. Следовательно, узнав о смерти ответчика, и истец, и наследники ответчика, должны были уведомить об этом суд. Сейчас может сложиться ситуация, по которой вступившее в силу решение суда исполнить невозможно. Это повлечет за собой новое судебное дело и не менее проигрышное, чем предыдущее. Только добавятся дополнительные судебные издержки. Мой совет – договориться с истцом и добровольно пойти к нотариусу.

Подготовила Евгения ГАРАНЖА
Свои вопросы вы можете отправлять на адрес электронной почты jevgenia@dzd.ee, а также задавать их по телефону 666 2511. Напоминаем, что «День за Днем» не оказывает бесплатной юридической помощи по конкретным судебным делам.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх