Cообщи

«Мы должны подготовиться к нападению России»: Маргус Цахкна рассказал, сколько лет есть у Эстонии на усиление обороны (5)

Copy
Силы обороны Эстонии.
Силы обороны Эстонии. Фото: Matti Kämärä / Põhjarannik / Arhiiv

Россия будет готова напасть на Эстонию к концу следующего президентского срока Путина. Об этом глава МИД Эстонии сказал в интервью польской прессе.

Маргус Цахкна прокомментировал сообщения эстонской разведки о том, что Россия нападет на страны НАТО в течение нескольких лет, если победит в Украине. Журналисты попросили объяснить природу этих страхов с учетом того, что российской армии потребовался год, чтобы заполучить сравнительно небольшой населенный пункт Авдеевка в Украине.

«Это не страх, а реальность. Будучи министром обороны в 2016-2017 годах, я знал, что по ту сторону границы у нас более 100 тысяч человек. Российские солдаты были готовы напасть на Эстонию в любой момент. Сегодня их уже нет. Они воюют в Украине. Так что можно буквально сказать, что вместо нас воюют украинцы», - ответил Цахкна в интервью газете Rzeczpospolita.

По его оценкам, на подготовку к обороне у Эстонии есть не более пяти лет. В 2029 году будет заканчиваться пятый президентский срок Владимира Путина.

«У России есть план воссоздать эти силы и даже удвоить их численность. На это у нее уйдет три, может быть, пять лет. Но она это сделает, потому что российская военная машина работает эффективно и производит большое количество боеприпасов и оружия. Путин - военачальник. Ему нужна война, это будет его наследие. Поэтому мы должны подготовиться к нападению России», - добавил глава МИД Эстонии.

Маргус Цахкна (в центре) на пресс-конференции в 2023 году.
Маргус Цахкна (в центре) на пресс-конференции в 2023 году. Фото: Mihkel Maripuu

При этом Маргус Цахкна не уверен, что с гипотетической военной агрессией Путина в нашем регионе удастся справиться теми силами, которые есть у союзников на Балтике.

«Он захочет испытать НАТО, и если он победит, система безопасности рухнет для всех нас. Поэтому мы должны абсолютно поддерживать друг друга. Финляндия вступила в НАТО, вскоре за ней последует Швеция. Балтийское море становится внутренним морем альянса. Мы инвестируем в оборону. Будет ли этого достаточно, чтобы сдержать Путина, чтобы он не посмел нанести удар? Это фундаментальный вопрос, который стоит перед нами», - пояснил Маргус Цахкна.

Президент РФ Путин смотрит в сторону Запада на военных учениях, 2019 год.
Президент РФ Путин смотрит в сторону Запада на военных учениях, 2019 год. Фото: AP / Scanpix

Вместе с тем, он не сомневается, что, несмотря на отсутствие скоростной автомагистрали между Таллинном и Польшей, Эстония сможет оперативно принять союзнические войска.

«Шоссе не строили, потому что оно никогда не было приоритетом. Это проект, реализуемый тремя странами, и в результате ни одна из них не почувствовала за него ответственности. Но порты у нас есть, войска будут быстро переброшены для отражения возможного российского вторжения, - уверен Маргус Цахкна. - Альянс с самого начала будет защищать каждый миллиметр нашей земли. Вот почему у нас в наших странах становится все больше сил союзников, и именно поэтому мы строим сеть бункеров на эстонско-российской границе».

В том же интервью глава МИД Эстонии выразил уверенность, что Путин не станет использовать ядерное оружие, т.к. у него сохранились «остатки рационального мышления».

Подробности о строительстве пояса обороны вдоль границ с Россией ранее в студии Postimees рассказал министр обороны Эстонии Ханно Певкур.

15 февраля Певкур заявил, что в случае необходимости новые планы защиты Эстонии уже разработаны.

«Мы следуем оборонным планам НАТО, и они, безусловно, осуществимы в случае необходимости. В то же время необходимо значительно увеличить инвестиции в оборону в странах НАТО, потому что война России против Украины показала, что оборонный сектор недофинансировался десятилетиями, и продолжать в том же духе невозможно», - сказал министр обороны.

Певкур уточнял неделю назад, что расходы Эстонии на оборону уже превысили 3% от ВВП. Ожидается, что в 2024 году около 20 союзников по НАТО достигнут как минимум 2%.

«В сегодняшней обстановке 2% - это минимум, потому что нам нужно сделать больше для укрепления собственного оборонного потенциала, а также для увеличения производственных мощностей оборонной промышленности. Это возможно только при условии размещения крупных многолетних заказов», - добавил Певкур.

О том, что Европе нужно в пять раз увеличить производство снарядов, Певкур заявлял еще в ноябре. В коняе января министр обороны Эстонии признал, что союзники не смогут к 1 марта поставить в Украину обещанный ранее миллион снарядов.

Премьер-министр Эстонии Кая Каллас и министр обороны Эстонии Ханно Певкур в 2023 году на совместной пресс-конференции в Таллинне.
Премьер-министр Эстонии Кая Каллас и министр обороны Эстонии Ханно Певкур в 2023 году на совместной пресс-конференции в Таллинне. Фото: Postimees/Scanpix Baltics

На недостаточность оборонных трат в странах НАТО регулярно указывает и премьер Эстонии Кая Каллас.

«Мы, конечно, знаем, что с 1991 по 2021 годы европейская оборонная промышленность выросла на 16,7 процента. При этом американская оборонная промышленность выросла на 60 процентов, российская оборонная промышленность - на 292 процента, а китайская оборонная промышленность более чем на 292 процента - на 500 процентов. Я думаю, что это действительно тревожный сигнал для нашей отрасли. Нам нужно сделать больше, и это также тревожный сигнал для наших стран. Мы должны продолжать инвестировать в оборону и вкладывать больше средств в оборону», - сказала премьер Эстонии на встрече с канцлером Австрии в начале февраля.

6 февраля командующий Силами обороны Эстонии Мартин херем заявил о возможности провокации со стороны России уже в 2024 году.

«Через год или даже через полгода они могут сделать с нами что-то очень страшное. Им не нужно идти на Варшаву, Берлин или даже на Таллинн. Это может принять форму мелкомасштабной военной агрессии», - говорил Херем американским журналистам.

До этого Херем сообщал о том, что Россия в 2024 году усилила радиоэлектронную активность на Балтике, которая влияет на точность позиционирования GPS.

9 февраля Владимир Путин заявил, что военное вторжение в соседние с Россией страны на Балтике возможно лишь в целях обороны.

«Только в одном случае: если со стороны Польши будет нападение на Россию. Почему? Потому что у нас нет никаких интересов ни в Польше, ни в Латвии - нигде. Зачем нам это? У нас просто нет никаких интересов. Одни угрозы», - ответил Путин американскому журналисту Такеру Карлсону, который спросил его о возможности военного вторжения российской армии в страны Балтии или Польшу, с которыми у РФ есть общие границы.

После этого министр оброны Ханно Певкур заявил, что Эстония не изменит свои планы по строительству линии обороны только потому, что Путин дал интервью «одному журналисту». Во время недавней поездки в Нарву министр обороны сообщил, что те бункеры, которые будут построены на частных приграничных участках, могут быть использованы владельцами участков для гражданских целей.

«Они могут хранить там варенье или картошку до тех пор, пока бункеры не понадобятся стране в целях обороны. А когда понадобятся, тут уж мы попробуем договориться с владельцами: останется там картошка или нет», - сказал Певкур.

«Опасность нападения со стороны России, безусловно, существует, и я часто слышу об этом из разных источников. Но я готов заверить: мы делаем все, что в наших силах, для того чтобы эта опасность никогда не реализовалась», - сказал Певкур на встрече с жителями Нарвы.

21 февраля польская газета Rzeczpospolita опубликовала интервью с главой МИД Маргусом Цахкна, где он заявил, что русскоязычные жители Эстонии не готовы умирать за Путина.

«На северо-востоке страны, в Нарве, русские составляют 90 процентов жителей. В Таллинне - 30 процентов. Это большая группа. Но они прекрасно знают, что происходит в России, какой там уровень жизни и репрессии. Они не хотят умирать за Путина», - сказал министр иностранных дел Эстонии.

Наверх