История. Три мифа о канонике Николае

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Николай Коперник считается польским ученым, хотя о его польских корнях мы ничего не знаем: мать Коперника была немкой, национальность отца неизвестна, как и то, говорил ли Николай по-польски.
Николай Коперник считается польским ученым, хотя о его польских корнях мы ничего не знаем: мать Коперника была немкой, национальность отца неизвестна, как и то, говорил ли Николай по-польски. Фото: umich.edu

24 мая астрономы вспоминали ученого, который, будь он причислен к лику святых, стал бы покровителем астрономии, – каноника из Фромборка Николая Коперника, создателя гелиоцентрической системы мира.

Коперник скончался в 1543 году в возрасте 70 лет, успев, как гласит легенда, увидеть издание своего главного труда «О вращениях небесных сфер», вышедшего из печати в том же году. Распространено мнение, будто своевременная смерть спасла каноника Николая от неправедного гнева католической церкви – считается, что позднее за ересь гелиоцентризма сожгли Джордано Бруно и судили Галилео Галилея. Это миф от начала до конца.

Впрочем, утверждение, что Коперник был «автором» гелиоцентрической теории, – тоже скорее миф, чем правда. Третий миф, связанный с именем Коперника, внедрил в массовое сознание доктор Фрейд. Он считал, что каноник Николай был первым из трех ученых, нанесших удар по самолюбию людей: благодаря Копернику люди осознали, что «Земля – не центр мира, а крошечная пылинка в системе, о масштабах которой невозможно помыслить». (Вторым таким ученым был Дарвин, третьим – конечно, сам Фрейд.) К счастью, или к сожалению, это тоже не соответствует истине.

Вокруг Солнца, но не совсем

Хотя авторитет Коперника в научной традиции неоспорим, споры геоцентриков и гелиоцентриков начались не в XV веке, а гораздо раньше: первым из известных нам ученых, считавших, что Земля вращается вокруг Солнца, был древнегреческий астроном Аристарх Самосский, живший в III веке до н.э. Незадолго до Коперника на тему подвижности Земли высказывались (по разным поводам) кардинал Николай Кузанский и Леонардо да Винчи. Любопытно, что в рукописи «О вращениях небесных сфер» теория Аристарха упоминалась, но из окончательного варианта книги Коперник ее вычеркнул. Может быть, оттого, что, строго говоря, его теория не была гелиоцентрической – о чем свидетельствует и название трактата.

Николай Коперник полагал, что Земля совершает три вида движения: вращение вокруг собственной оси с периодом 24 часа, вращение вокруг Солнца с периодом один год, а также «деклинационное» – конусообразное вращение вокруг перпендикуляра к эклиптике, проходящего через центр Земли, в направлении, противоположном ее годичному обращению, с периодом тоже в один год. Коперник также верно предположил, что ось Земли наклонена относительно плоскости эклиптики, отчего и возникает смена времен года (об этом не догадываются и многие современные люди).

Проблема в том, что Коперник сохранил концепцию эпицикла – окружности, по которой планеты двигались в геоцентрической теории Птолемея (центр эпицикла перемещался по другой окружности, деференту; астрономия была наукой не для средних умов). А главное, центром планетной системы у Коперника было вовсе не Солнце, но центр земной орбиты (не обязательно совпадавший с Солнцем), причем Земля единственная двигалась «по орбите» равномерно – у остальных планет орбитальная скорость постоянно менялась. Кавычки тут нужны, потому что об орбитах Коперник не помышлял: он продолжал считать, что планеты прикреплены к небесным сферам, и объяснял движение планет вокруг Солнца вращением этих сфер вокруг своих осей. (Слово «орбита» происходит от латинского термина orbis, который в ту эпоху означал «сфера», отсюда и название трактата «De revolutionibus orbium coelestium»).

Вполне христианская теория

Отчасти поэтому, отчасти из-за скромности каноника Николая (он много лет жил затворником в своем Фромборке и с научным истеблишментом не водился), отчасти из-за загадочного предисловия к его книге (о чем ниже) теория Коперника воспринималась своеобразно: весь XVI век ее математический аппарат использовался вовсю, а вот гелиоцентризма словно бы и не замечали. Никто и никогда не обвинял «отца современной астрономии» в ереси: если его и критиковали, то сугубо с научных позиций. В «Новом Альмагесте» иезуит Риччоли не без удовольствия обсуждал 49 доказательств в пользу теории Коперника и 77 – против нее. Это не помешало Риччоли назвать именем Коперника кратер на Луне.

Если бы католическая церковь хотела ополчиться против Николая, она это непременно сделала бы. Один советский исследователь удивлялся тому, что церковь не запретила трактат Коперника после сожжения Джордано Бруно, но удивляться тут нечему: на деле Джордано казнили вовсе не за то, что он выступал против птолемеевой (геоцентрической) системы. Доносчика, который обрек Бруно на гибель, и инквизиторов впечатлило другое: обвиняемый утверждал, что Иисус Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что души перевоплощаются, что Богоматерь не могла родить и так далее. Среди внушительного перечня обвинений есть «астрономическое» положение – Бруно верил в множественность обитаемых миров, – но вряд ли святые отцы сильно зацикливались на этом пункте.

Точно так же Галилея подвергли гонениям скорее за спор с Аристотелем (чей авторитет тогда был непререкаем), чем за гелиоцентризм. Аристотель, а вслед за ним и церковь считали, что Солнце вращается вокруг Земли, но и обратное предположение священников не смущало. Коперник, конечно, опасался реакции клира, поэтому, уже закончив свой труд, предварил его письмом к папе Павлу III, в котором оправдывался за чрезмерную смелость. С другой стороны, сам Николай был каноником (священнослужителем) вармийской епархии, более того, его близким другом и душеприказчиком был епископ Тидеманн Гизе, который полностью разделял взгляды Коперника и не видел в них ничего, что противоречило бы христианской доктрине. Похоронили Коперника в соборе Фромборка (позднее Гизе лег в соседнюю могилу).

Дело о подложном предисловии

Что до утверждения Фрейда, будто Коперник нанес удар по человеческому «эго», оно говорит только о необразованности венского доктора. Аристотель и его последователи считали, что Земля находится в центре мира не потому, что мы – пуп Вселенной, а по другой, куда более простой причине: именно в центре скапливается все самое тяжелое, грубое, темное, низменное и мерзкое. Великий богослов Средневековья Фома Аквинский писал, что Земля есть скопление «неблагородного» материала, с точки зрения Бога подлежащее в итоге уничтожению. Коперник не стаскивал Землю с ее пьедестала, наоборот, он возвысил нашу планету до уровня ангельских сфер, за что его и упрекали современники.

Есть версия, что Коперника убила собственная книга, точнее, невесть откуда взявшееся анонимное предисловие, в котором движение Земли вокруг Солнца объявлялось остроумным вычислительным приемом автора. В последний год жизни Коперник тяжело болел – судя по всему, он перенес инсульт, парализовавший правую половину тела, – и добил его бумажный экземпляр трактата с лживым предисловием, которое можно было принять за авторское. Позднее выяснилось, что нюрнбергский издатель Озиандер и печатник Петрей решили перестраховаться. Возмущенный Тидеманн Гизе даже написал об этом Нюрнбергскому сенату, но так ничего и не добился.

Парадокс в том, что если кто-то из церковников и готов был наброситься на книгу Коперника, Петрей и Озиандер защитили теорию Коперника от запрета. Трактат распространился настолько, что его прочли и Галилей, и Кеплер, и другие астрономы. Так что наука от этого предисловия только выиграла.

Комментарии
Copy
Наверх