Власть № 4: имя Эстонии, или Код Путина

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Кристийна Оюланд с детства не любила генетических коммунистов, но маскировалась так, что Ансип носа не подточит.
Кристийна Оюланд с детства не любила генетических коммунистов, но маскировалась так, что Ансип носа не подточит. Фото: Фото: Михкель Марипуу

На этой неделе эстонские СМИ спорили про Ансипа и Олимпиаду, Оюланд и театр, а также – самую малость – про дымы марихуаны.

Решение нескольких штатов США разрешить курение конопли всколыхнуло и нашу прессу. Postimees в редакционной колонке отметил, что «к счастью, Эстония не должна и не может менять свою политику в отношении наркотиков в одиночку, что бы там ни говорили энтузиасты», а Õhtuleht дал высказаться тем самым энтузиастам в лице Марта Кальвета, который агитирует за использование марихуаны в лечебных целях. Но зачем конопля тем, у кого в голове своей дури хватает?

Просочиться в Сочи

Хотя Андрус Ансип уже решил, что на Олимпиаду в Сочи поедет, но не как премьер-министр, а как сугубо частное лицо, то есть за свой счет и в дни отпуска, СМИ продолжают обсуждать практически гамлетовский вопрос «ехать или не ехать?». «Призыв лидеров общественного мнения к Ансипу – удержаться от чествования путинской демонстрации силы – появился, когда выбора уже нет», – констатирует Eesti Päevaleht, не забывая перечислить причины, по которым надо бы удержаться: закон о гомопропаганде, загубленная природа, использование рабского труда (то и другое, видимо, на строительстве сочинских объектов), а также нарушение прав человека: «Можно уверенно сказать, что “олимпийский туризм” Ансипа – одна из предпосылок подписания договора о границе. Хорошо ли покупать подпись России ценой стояния премьера в ряду поддерживаемых Кремлем автократов?.. Как показала история, плоды политики умиротворения могут оказаться весьма горькими» (явный намек на Гитлера, которого Великобритания в 1930-е как только не умиротворяла).

В той же газете развертывается полемика между главой МИДа Урмасом Паэтом («Визит в Сочи поддержит спортсменов») и журналистом Анваром Самостом («В Сочи пройдет коррупционная оргия»). Беда в том, что Самост выступил с призывом к бойкоту Олимпиады незадолго до того, как пошел в политику в рядах IRL, что дало Õhtuleht повод предположить: этот призыв – всего только политический пиар самого Самоста. Впрочем, для редакции газеты это не отменяет важности спора насчет Ансипа и Сочи: «Мы убеждены, что премьер остается премьером, даже когда он в отпуске. Присутствие Ансипа так или иначе добавит очков режиму Путина». В чьих именно глазах премьер маленькой страны столь значим – увы, не уточняется.

Список бойкотирующих Олимпийские игры политиков, продолжает Õhtuleht, впечатляет больше, чем список тех, которые все-таки приедут: «Это бывшие сателлиты и те, с кем у России не было горького исторического опыта». (Интересно, Япония – бывший сателлит? Сказать о стране «оси», что с ней у России не было горького исторического опыта, язык не повернется.) Да, Ансип может выгадать для Эстонии политические блага, но надеяться на это не стоит. «В Сочи хватило бы и министра культуры Урве Тийдус», – заключает газета.

Вопросом, какое впечатление произведет поездка Ансипа в Сочи, задается и Postimees: «Политиков, которые желают отождествить себя с путинской вертикалью власти, в Эстонии, к счастью, мало. С другой стороны, Россию нельзя и полностью игнорировать – все-таки соседка, и на официальном уровне у нас с ней могли бы быть более-менее конструктивные отношения... Отдельный вопрос – как проблемные государства вроде России вообще получают право на проведение Олимпиады. Видимо, желание продемонстрировать миру свое великолепие, масштабность и мощь столь сильно, что не жалко ни миллиардов долларов, ни потраченного на лоббирование политического капитала».

Рядом писатель Олев Ремсу разгадывает код Путина. Почему зимняя Олимпиада проводится именно в Сочи, а не севернее – в Ханты-Мансийске, или Мурманске, или каком-то сибирском миллионнике? «А потому, что в тех местах у Путина нет дачи. Для Олимпиады подошел бы и родной Путину Санкт-Петербург, но осмелюсь предположить, что эту возможность президент приберег для будущих летних Олимпийских игр. Так или иначе, Путин доставил Олимпиаду себе под дверь... Но это лишь первый слой мессиджа Сочи. Именно там любили поправлять здоровье генсеки ЦК КПСС, особенно товарищ Сталин...» Умри, Дэн Браун, лучше не напишешь! Осталось выяснить, где тут похозяйничали масоны – и картина прояснится окончательно.

Драма на болоте

Между тем ославилась на всю Эстонию экс-реформистка Кристийна Оюланд, основавшая с двумя десятками товарищей партию под названием «Единая Эстония» – «Юхтне Ээсти». Беда не в том, что название это до дрожи напоминает «Единую Россию» Путина – Медведева. Хуже, что единоэсты заимствовали название у воображаемой партии, под съезд которой был закамуфлирован грандиозный спектакль Театра NO99 в 2010 году. «Мы придумали самую глупую и популистскую партию в Эстонии, – сказал руководитель театра Тийт Оясоо порталу Delfi. – Прошло несколько лет – и она появилась... Поразительно: человек, которого вышвырнули из предыдущей партии за вранье, создает новую – и начинает с воровства».

Полемика развернулась нешуточная, достойная пера Умберто Эко (ах, написал бы мэтр роман «Имя Ээсти» о политических трупах, воюющих друг с дружкой в эстонских болотах!). Театр NO99 объявил, что никак не может разрешить Оюланд, так сказать, скапиталистить торговую марку. На что Оюланд в Õhtuleht сказала, что если есть молочная продукция под маркой Tere, это не значит, что надо брать денежку за слово «здрасте». Юридически все корректно, но партия придумает себе новое имя – как только, так сразу. Контратаку Оюланд поддержал журналист Postimees Сулев Ведлер.

Postimees опубликовал карикатуру Урмаса Немвальтса, на которой голова Оюланд вместо головы льва на флаге «Единой Эстонии» Театра NO99 спрашивает: «А как я должна была, по-вашему, назвать партию? Театр Но, что ли?» Рядом журналист Марти Аавик дивится на слова Оюланд, которую, как она выразилась, «достали генетические коммунисты и их холуи». Сама-то она «с детства была против октябрячества, пионерии и комсомола» (но умудрилась при этом повсюду вступить; велика же была гипнотическая сила гадского режима!). «Уж и не знаю, что думать о политике, который способен парой предложений оскорбить более-менее всех, чьи симпатии ему понадобятся в ближайшие месяцы», – пишет Аавик.

Не спешит осуждать новую партию Delfi: «Радостно видеть, что кто-то выбрался из болота и начал действовать... Да, рано или поздно и это начинание заболотится – появятся соглашения, переговоры, предательства, ради власти люди отступятся от своих обещаний, воткнут нож в спину соратника и спустят коллегу с лестницы. Но к чему с самого начала поливать энтузиастов грязью? Ведь и партии еще нет – одно имя. Что с того, что со странными коннотациями».

Õhtuleht надеется, что «Юхтне Ээсти» вместе с новой партией Андреса Херкеля взбаламутит наше политболото: «Старым партиям нужно начинать бояться – Херкель и Оюланд знают немало тайн системы и во время предвыборной кампании могут выступить с обидными разоблачениями». Что до театра, газета считает, что раз господа актеры «не осмелились основать политическую партию в 2010 году, чего от них многие ждали, теперь у них нет особого морального права вмешиваться в процесс создания новой партии». В общем, нечего тут, господа актеры. Тут серьезные дела делаются, а вам лишь бы в шапках с бубенцами скакать да с черепами разговаривать. Либо присоединяйтесь, либо подите уже прочь. Финита, юхе сынага, ля комедия.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх