«Еврокон»: фантастика на стыке стран и миров

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Без фантастического маскарада, участники которого изображали инопланетян, конвент обойтись не мог.
Без фантастического маскарада, участники которого изображали инопланетян, конвент обойтись не мог. Фото: Николай Караев

С 23 по 26 апреля в Санкт-Пе­тербурге впервые в истории этого города прошел фестиваль европейской фантастики «Еврокон». Прошел, к сожалению, почти незамеченным: около двухсот участников, которые провели три дня в стенах конгресс-холла «Васильевский» на набережной Смоленки, особого интереса СМИ не вызвали. Да и сам конвент страдал от недоорганизации – что ничуть не умаляет это мероприятие как явление.

«Еврокон» для еврофантастики

В России и около нее слово «конвент» уже в конце 1980-х обрело новое значение: конвентами или конами – англ. convention, con, – называют съезды любителей фантастики. Как-то так получилось, что именно они, в отличие от любителей детективов или женских романов, склонны организовываться в сообщества и съезжаться по самым разным поводам: увидеться, поговорить о фантастике, сыграть в фантастический аналог «Своей игры», устроить маскарад, наконец, просто выпить и послушать песни, которыми славны многие фантасты и фэны.

За рубежом, в Европе и в США, конвенты организуются с середины 1930-х годов. (Гость «Еврокона» француз Пьер Жевар, редактор журнала Galaxies, привез с собой номер, посвященный фантастике при тоталитарных режимах. Да-да, НФ существовала и в Третьем рейхе, и в оккупированной нацистами Франции, при режиме Виши!) «Евроконы», всеевропейские съезды фэндома, проводятся с 1972 года. Самый первый «Еврокон» прошел в Триесте, за ним последовали Гренобль, Познань, Брюссель...

1970-е породили «Еврокон» неслучайно – тогда стало окончательно ясно, что мировой масскульт, в том числе фантастика, делится на англо-американский и прочий, причем первый перевешивает. Впрочем, британцы тоже противопоставляли себя Америке – но их хотя бы читали, а у европейской фантастики, будь то французская, немецкая или словацкая НФ, шансов выйти на мировую арену почти не было. Нужен был, говоря языком пиарщиков, промоушн – скажем, общий конвент с прилагающейся к нему серией сугубо европейских наград.

«Евроконы» сплотили европейский фэндом, но повлиять на ситуацию на книжном рынке они не могли: к англоязычным читателям по-прежнему пробиваются считанные единицы вроде Анджея Сапковского с его «Ведьмаком» или Сергея Лукьяненко с бесконечными «Дозорами». Местных фантастов читают меньше, чем англоязычных, а имена, ежегодно попадающие в шорт-листы премий «Еврокона», обычно мало что говорят кому-либо за пределами родины писателя. Причина банальна: Европа – это все еще конгломерат культур и языков, и чем меньше народ, тем тернистее путь писателя к массовому читателю. Со временем «Евроконы» неизбежно превратились в междусобойчики, собирающие, правда, по несколько тысяч фэнов. Увы, не факт, что эти люди пришли сюда, чтобы узнать, каких фантастов Польши или Румынии стоит читать.

«Звездные войны» на Смоленке

Бюджет питерского «Еврокона» был невелик, оттого среди почетных гостей звезд мирового масштаба не было. Из писателей сюда пригласили прекрасных российских фантастов Святослава Логинова и Евгения Лукина, популярного фэнтезийщика Джо Аберкромби (Великобритания) и фантаста из США (вот они, гримасы глобализации: американец на «Евроконе»!) Майкла Стэкпола, пишущего в основном книги, действие которых происходит во вселенной «Звездных войн». Иными словами, Стэкпол – писатель проектный, и его небезынтересная лекция «Как написать роман за 21 день» полезна, быть может, именно таким писателям, но никак не тем, кто ориентируется хотя бы на Сергея Лукьяненко, не говоря о братьях Стругацких. Еще почетными гостями «Еврокона» стали финский фэн Юкка Халме и российский летчик-космонавт Юрий Батурин.

Все коны можно разделить на тусовочные, игровые и профессиональные. С тусовочными ясно: фантасты и их «братва и семья» съезжаются в загородный пансионат, чтобы три-четыре дня без отрыва от природы предаваться ничегонеделанию и возлияниям. Из игровых в России выделяется казанский «Зиланткон»: костюмированные балы, сплошные концерты, в общем, маскарад на новый лад. Профессиональные коны – для тех, кто желает поработать: там почти не пьют и не тусуются, зато слушают лекции и обсуждения, которые идут в три-четыре параллели, и сидят на писательских мастер-классах. Обычно кон старается совместить то, другое и третье, но что-то все равно главенствует.

Питерский «Еврокон», по идее, должен был быть профессиональным конвентом: игровым его делать было особенно некому (пять ребят в костюмах из «Звездных войн» в фойе – не в счет), тусовочным – тем более. Как ни жаль, и по части программы питерское мероприятие вышло достаточно маргинальным. Программа эта, естественно, была, но вовсе не такая интересная и насыщенная, как, например, на главном скандинавском конвенте, «Финнконе», который проходит попеременно в Хельсинки, Ювяскюля и Тампере и собирает тысячи и тысячи гостей.

Впрочем, в Питере автору этой статьи довелось в течение дня вести сразу пять мероприятий: лекция по китайской фантастике (на английском, ибо конвент международный), круглые столы по современной российской НФ, феномену звездных королевств и проблемам фантастической стилистики, а также обсуждение проблем европейского фэндома (где я представлял Эстонию). Увы, в отличие от конвентов, на которых думаешь, как бы тебе разорваться, чтобы поспеть разом на два-три мероприятия, выбор данного «Еврокона» был достаточно скудным. И все-таки каждый участник мог найти хотя бы пару мероприятий, интересных лично ему, будь то лекции о современной финской и французской фантастике или доклады с названиями вроде «Британский детектив против советской фантастики», «Литература как фактор деформации массового сознания» и «Несуществующие языки».

Таллинн как НФ-предчувствие

Весьма живой интерес у иностранных участников «Еврокона» вызвало вброшенное кем-то предложение провести один из будущих фестивалей европейской фантастики в Эстонии. Скандинавия давно стала Меккой любителей фантастики, скажем, этим летом в Мариехамне случится «Архипелакон», почетным гостем которого станет Джордж Р.Р. Мартин, автор саги «Песнь Льда и Пламени» – пожалуй, самый популярный на сегодня фантаст планеты Земля после Джона Р.Р. Толкина. Прибалтику международное НФ-движение тоже не обошло – в 1996 году «Еврокон» прошел в Вильнюсе, а еще поговаривают, что в 1985 году фестиваль должна была принять советская Рига, но по каким-то причинам этого не произошло.

Таллинн кажется вполне естественным кандидатом на звание столицы европейской фантастики, но – «мечты, мечты! где ваша сладость?». За право организовать «Еврокон» обычно соревнуются несколько европейских городов с возможностями получше таллиннских (к слову, в 2016 году «Еврокон» пройдет в Барселоне, а в 2017-м – в Дортмунде). Это тоже своего рода спорт: местный фэндом создает сайт и страницы в социальных сетях, активисты ездят по всяческим конвентам, убеждая голосовать именно за них, организуют презентации, наконец, на очередном «Евроконе» присутствующие члены Европейского общества научной фантастики (ESFS) голосуют – и определяют судьбу кона на два года вперед.

Участие в такой гонке требует как высоких душевных, так и низменных материальных средств, но это – лишь начало. Дальше нужно организовать само мероприятие, между тем почетные гости за так по миру не ездят, а покроет ли расходы на них сумма взносов с участников «Еврокона» – большой вопрос. Опять же, чтобы бюджет «Еврокона» не ушел в минус, можно привлечь местные фонды, тот же «Капитал культуры»; по крайней мере, в Финляндии муниципалитеты поддерживают фэндом столь активно, что с участников «Финнкона» денег не берут вообще. Сомнительно, однако, что наши власти поддержат любителей НФ. В любом случае «Евроконом» должны заниматься местные фэны, а они, как показал опрос в Фейсбуке, пока к этому морально не готовы. Может, когда-нибудь в 2020-х...

Комментарии
Copy
Наверх