Насильники обижены законом?

Тийна Кауквере
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Partnermedia/Scanpix

Госсуду предстоит решить, не является ли минимальный шестилетний тюремный срок слишком суровым для мужчины, который неоднократно трогал половые органы своей семилетней дочери.

Государственный суд инициировал надзорное производство по 141-й статье (изнасилование) Пенитенциарного кодекса в связи с тем, что Таллиннский окружной суд пришел к выводу: шесть лет за такие шалости – слишком много.

Слишком ласковый папа

Этот вопрос был поднят после того, как осенью прошлого года некий человек был приговорен к тюремному заключению за то, что четыре-пять раз запускал руку в трусики маленькой  дочки (в интересах ребенка имена участников этой истории не разглашаются – прим. ред.). Ранее не привлекавшийся к уголовной ответственности подсудимый получил шесть лет. Отец признал свою вину, покаялся и обещал пройти лечение, а уездный суд наказал его в соответствии с частью 2-й статьи 141-й Пенитенциарного кодекса.

Изнасилование (закон трактует это как вступление в половое сношение или иное деяние сексуального характера с человеком против его воли с применением насилия либо воспользовавшись состоянием, в котором человек был неспособен оказывать сопротивление или понимать происходящее) наказывается тюремным заключением на срок от одного года до пяти лет. В соответствии с частью 2-й той же статьи то же деяние, совершенное в отношении лица, не достигшего 18-летнего возраста, наказывается тюремным заключением на срок от шести до пятнадцати лет.

Поскольку ранее мужчина не наказывался ни в уголовном, ни даже в административном порядке, а также велось сокращенное производство, уездный суд назначил ему наказание ниже нижнего предела – четыре года.

Но адвокат счел и это наказание слишком суровым и подал апелляцию, а также обратился с ходатайством, чтобы окружной суд добивался у Государственного конституционного надзора в отношении статьи за изнасилование. По мнению адвоката, из-за внесения в 2013 году в Пенитенциарный кодекс поправок в 141-й статье несправедливо объединили «вступление в половое сношение против воли» и «склонение человека против его воли к удовлетворению полового влечения отличающимся от полового сношения способом».

Адвокат указывал на то, что до конца 2013 года деяние, совершенное мужчиной в отношении своего ребенка, наказывалось тюремным заключением на срок от одного года до десяти лет. Прикосновение к ребенку считалось не изнасилованием, а насильственным удовлетворением полового влечения.

После внесения в закон поправок разница между изнасилованием и удовлетворением полового влечения исчезла: любое деяние сексуального характера стало считаться изнасилованием. По мнению же защитника, изнасилование причиняет пострадавшей стороне значительно больший вред.

Инициатива окружного суда

В результате в марте этого года Таллиннский окружной суд пришел к выводу, что горе-отец получил слишком суровое и непропорциональное наказание и постановил признать минимальное наказание, предусмотренное частью 2 статьи 141, не соответствующим Конституции ЭР. И вынес новое решение: приговорить подсудимого к трем годам и шести месяцам тюремного заключения, а поскольку производство опять же было сокращенным, срок уменьшился до двух лет и четырех месяцев.

Свое решение Таллиннский окружной суд передал Государственному суду, который проанализирует, не слишком ли суровым является минимальное наказание по статье за изнасилование.

«Действительно, 18 марта 2015 года Таллиннский окружной суд обратился в Государственный суд с ходатайством о признании минимального наказания, предусмотренного частью 2 статьи 141 Пенитенциарного кодекса, противоречащим Конституции», – сказала пресс-секретарь Государственного суда Мерье Тальвик, уточнив, что вопрос о том, справедливо ли наказывать шестилетним тюремным заключением человека, который неоднократно совершал деяния сексуального характера в отношении ребенка, не достигшего десятилетнего возраста, решит Коллегия конституционного надзора в составе пяти человек.

Первое заседание коллегии, обсуждавшей этот вопрос, состоялось 25 мая, и, как сказала Тальвик, дата оглашения решения еще не известна.

«После того как Государственный суд вынесет решение, стороны судопроизводства могут подать в Госсуд кассационную жалобу на решение окружного суда, и только тогда окончательно выяснится, какое наказание является разумным», – сообщила пресс-секретарь окружного суда Аннели Вилу.

Переданные Госсуду особые мнения

Хельо Пикхоф,

председатель правовой комиссии Рийгикогу:

Законодатель, устанавливая наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет, преследовал цель защитить ребенка и обеспечить его нормальное развитие. Наказание является пропорциональным и не ограничивает основное право личности на свободу. Признание наказания противоречащим Конституции повлечет за собой непредвиденные последствия, которые обернутся нарушением принципов нерушимости права. Суды смогут и впредь не применять наказания, предусмотренные законом. В Эстонии законодательная власть принадлежит парламенту, который обладает исключительным правом устанавливать наказания, а задача суда состоит в том, чтобы на основании закона дать правовую оценку деянию, но не оценивать закон по деянию.    

Лавли Перлинг,

генеральный прокурор:

Считаю, что часть 2 статьи 141 Пенитенциарного кодекса не противоречит Конституции. Для государства борьба с любым сексуальным насилием, особенно если преступление совершается по отношению к ребенку, является приоритетом. В случае, о котором идет речь, отец совершил деяние сексуального характера в отношении своей семилетней дочери, то есть ребенка, который от него зависит. Сексуальное насилие в семье крайне трудно выявить. В ситуации, когда пострадавшими являются дети, зависимые от насильника, правовая оценка государства совершенного деяния должна быть действенной и суровой.

Калле Лаанет,

председатель Конституционной комиссии Рийгикогу:

Конституционная комиссия считает, что низший предел наказания не противоречит Конституции. Комиссия отметила, что решение о наказуемости деяний и определение тяжести наказаний принимает Рийгикогу, получивший мандат народа. В то же время Конституционная комиссия отметила, что при выявлении исключительных обстоятельств суд имеет право назначить наказание ниже низшего предела, условное наказание или заменить его. Возможности суда считать наказание непропорциональным и потому не соответствующим Конституции ограничены.  

Справка «ДД»:

Оспариваемое и действующее положения

Статья 141. Изнасилование

(1) Вступление в половое сношение или иное деяние сексуального характера с человеком против его воли с применением насилия либо воспользовавшись его состоянием, в котором он был неспособен оказывать сопротивление или понимать происходящее, – наказывается тюремным заключением на срок от одного года до пяти лет. (В силе с 23.12.2013.)

 (2) То же деяние:

1) совершенное в отношении лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста;

2) совершенное группой лиц (в силе с 01.01.2015);

3) с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего;

4) повлекшее смерть потерпевшего;

5) доведшее потерпевшего до самоубийства либо покушения на самоубийство;

или

6) совершенное лицом, ранее совершившим преступление, предусмотренное настоящим разделом, – наказывается тюремным заключением на срок от шести до пятнадцати лет (в силе с 16.07.2006 года).

Комментарии
Copy
Наверх