Снегопад, половодье, что дальше?

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Одна из множества грязных куч снега на улицах столицы. Она находится неподалеку от нашей редакции, и снегоуборщики объезжают ее стороной.
Одна из множества грязных куч снега на улицах столицы. Она находится неподалеку от нашей редакции, и снегоуборщики объезжают ее стороной. Фото: Эндель Кастерпалу
  • Справляются ли таллиннские коммунальные службы со своей работой
  • Почему таллиннцы тонули сначала в снегу, а потом в воде
  • Куда можно сваливать снег

Зима наступила, как всегда, неожиданно, и жители нашей страны прочувствовали на себе ее причуды: кто резвился на горках, а кто ковылял по сугробам. А потом все вместе тонули в талом снегу. 

Сначала было темно и скучно: два месяца без единой снежинки. Потом – мороз и солнце, затем круглосуточные снегопады и вот, наконец, оттепель с дождем. Как справлялись с этим климатическим цирком коммунальные службы?

Ужасы нашего городка

В разгар снегопадов засуетились дворники (даром что ли Таллинн вовремя объявил конкурс на лучшего дворника - борца со стихийным снежным бедствием), на дороги выехали первые снегоуборщики, откопанные из метровых сугробов автомобили худо-бедно завелись, городской транспорт вернулся к движению по графику, а вот пешеходы в снегу попросту утонули.

Уборка проезжей части – прерогатива городских коммунальных служб, вернее, частных фирм, с которыми городская управа заключила договоры. Тротуары же должны чистить собственники земельных участков. Самое безобразное состояние тротуаров наблюдалось на автобусных остановках в центре столицы, где люди были вынуждены месить ногами подтаявший снег, доходивший практически до щиколотки. За очистку от снега остановок опять же отвечает город.

Наутро, правда, остановки вычистили, но начался следующий этап погодных катаклизмов: на перекрестках выросли огромные горы грязного снега, из-за которых водители не видели ни дороги, ни пешеходов, а пешеходы подвергали свою жизнь опасности, выскакивая из-за пятиметровых сугробов прямо под колеса.

Собрав снег в кучи, его таки начали вывозить, но делалось это отнюдь не оперативно. Особенно не повезло узким улицам с припаркованными на проезжей части автомобилями: громоздкие бульдозеры и снегопогрузчики с трудом протискивались по оставленному им для маневра пространству, а то и уезжали восвояси. Маленьких шустрых тракторов на все улицы не хватало.

В Нымме и Ласнамяэ на уборку снега вышли горожане. По сообщению Раэпресс, в разгар снегопадов в Таллинне было задействовано 108 единиц различной снегоуборочной техники и 68 специалистов, по меткому выражению одного из редакторов городской пресс-службы, «метлы и лопаты», а на посыпку проезжей части ушло более 215 тонн хлоридов.

Самосвалы по зиме считают

Приведенные Раэпресс цифры несколько отличаются от данных, полученных редакцией из первых рук, от заместителя заведующего таллиннским Департаментом коммунального хозяйства Тармо Сульга, который сказал, что в самые снежные дни на дорогах Таллинна работало... 25 самосвалов и 10 снегопогрузчиков. Производим нехитрое вычитание, и получаем, что прочей техники было 73 единицы: это, видимо, и бульдозеры разного размера, и прочие новомодные агрегаты, показательная выставка которых проходила по осени в Кадриорге. Допустим. Но получается, что этой техники на наш сравнительно небольшой город оказалось недостаточно.

Чиновники отрапортовали, а мы с вами, уважаемые читатели, утонули в снегу по колено. От химикатов снег превратился в бурое месиво, машины разбрызгивали его по стенам близстоящих домов и нашим пальто, обувь покрылась противными белыми разводами, а кучи снега чернели, оседали, но оставались на своих местах. Например, на углу улиц Маакри и Куке, у «Рэдиссона», еще в среду высился пренеприятнейший сугроб, окруженный узкими кривыми тропиночками, которые протоптали пешеходы.

И еще пример: традиционный ужас у остановки 40-го автобуса «Супельранна» на Штормке. Сама остановка расчищена, но многим для того, чтобы добраться до нее, нужно пройти мимо ряда гаражей в конце улицы Пухангу, а снег около них за последние 15 лет убирался раза три: и все три – после обращения «ДД» в Пыхья-Таллиннскую управу. Чистить снег должны владельцы гаражей, но они на манер хомяков, сплошь птицы гордые: пока МуПо им ускорение не придаст – не чистят. Не пора ли пополнить муниципальную казну штрафами?

По словам того же Тармо Сульга, в январе вывезено в общей сложности 61 тысяча 63 кубометра снега. Спасибо за точную цифру, г-н Сульг. Жаль, что вы не подсчитали, сколько грязного снега стекло в канализацию после 26 января, когда началась оттепель, и сколько его еще остается на местах.

Сводки с полей

Проблема каждой снежной зимы – куда девать снег. Когда-то его сваливали в море. Еще лет десять назад рассматривался вопрос о создании снегоплавильных пунктов, где под воздействием высокой температуры снег должен был таять, а затем очищаться и уже тогда поступать в канализацию. Но, видимо, потому, что далеко не каждая зима у нас может похвастаться обилием снега, инвестиции в снегоплавильные пункты показались нецелесообразными.

А в море сбрасывать снег запрещено законодательством. И это правильно. Заведующий отделом охраны окружающей среды таллиннского Департамента окружающей среды Март Хольтсманн сказал еженедельнику: «Сбрасывание снега в водоемы регулируется Законом о воде и постановлением № 99 правительства республики от 29.11.2012, в котором отмечаются требования, предъявляемые к очистке и отводу в водосборник сточных и отработанных вод. В частности, ливневые воды, а также талый снег до попадания в естественный водосборник должны быть очищены.

Кроме того, в снегу, собранном с городских улиц, всегда, в большей или меньшей степени, содержатся разнообразные отходы: грязь, стеклянные, пластиковые и бумажные упаковки, окурки, строительный и садовый мусор, собачий помет. При попадании грязного снега в водоем эти вредные отходы распространяются на большие расстояния и могут представлять угрозу для окружающей среды и живых организмов. Да, когда-то в Таллинне в течение многих лет снег сбрасывали в море, но зрелище было настолько ужасным, что, наконец, это было запрещено».

Конкуренты идут по следу

Но куда все-таки делись эти 61 тысяча и 63 кубических метра снега со столичных улиц? Где находятся специально отведенные для грязного снега площадки, на которых он может таять без угрозы для окружающей среды?

Прочитав ответ на этот вопрос, данный Департаментом коммунального хозяйства в лице г-на Сульга, мы потеряли дар речи: «Договорные партнеры таллиннского Департамента коммунального хозяйства свозят снег с улиц города на специально отведенные для этого площадки, точные адреса которых мы обнародовать не желаем, чтобы об их месторасположении не узнали другие снегоуборщики, для которых на этих площадках места не зарезервированы». Каково, а?

Конкуренция – она, конечно, двигатель не только торговли, но и уборки! Было бы время, можно было бы заняться промышленным шпионажем. Ничего не стоит, например, проследовать на машине за груженным снегом самосвалом или, прикинувшись блондинкой, подкатить к его водителю с вопросом: «Куда везешь снежок-то?». Ответит поди. Да и жители прилегающих к законспирированным площадкам домов могли бы подать голос: а вдруг растаявший на этих площадках грязный и вредный снег проникнет в сточные воды?

Куда до нас Нью-Йорку

После резкого потепления на улицах столицы разлились моря, и пешеходам пришлось метаться, подыскивая более мелкие места для брода, как Мазаевым зайцам в период наводнения, только добрый дед на лодочке на помощь все не приходил. А ударят, не дай бог, морозы, ручьи превратятся в катки, и начнется повсеместное ного- и руколомание.

Между прочим, в субботу, когда «ДД» поступит в продажу, обещают небольшое, но все-таки похолодание. А это значит, что если за это время улицы и тротуары не очистят до асфальта, будет очень и очень скользко. И это мы еще скромно умолчали о зловещих сосульках и сползающих с крыш глыбах снега.

Однако, несмотря на все вышеизложенное, отцы города уборкой снега довольны. Не можем не процитировать распространенные пресс-службой столицы слова вице-мэра Калле Кландорфа: «В Таллинне в январе выпало снега в абсолютных величинах больше, чем в Нью-Йорке, однако там обилие снега привело на несколько дней к параличу всего движения и объявлению чрезвычайной ситуации». Да уж, у нас не Нью-Йорк, нас не парализуешь: разве что сосулькой по голове.

Комментарии
Copy
Наверх