Убийство бизнесмена остается нераскрытым

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Это видео больше не доступно. Это видео больше не доступно.

Предприниматель Андрус Каарма пребывал в отличном настроении. «У меня сейчас очень спокойный период», – сказал он во время ужина в ресторане «Глория» своей коллеге бизнесвумен. Час спустя его нашли мертвым в луже крови около своего дома в Пяэскюла.

Заказное убийство десятилетней давности, к раскрытию которого еще пару лет назад полиция была столь близка, судя по всему, так и останется нераскрытым. На прошлой неделе пятитомное уголовное дело, дающее представление о том, кто и почему стоял за убийством, и почему дело не дошло до суда, было сдано в архив Пыхьяской окружной прокуратуры. В ряду прес-туплений, совершенных за последние десять лет, это убийство стоит особняком.

4 сентября 2006 года в 22.20 водитель белого микроавтобуса, проезжавшего в районе Пяэскюла, увидел, что перед парным домом по улице Сувила, 27а лежит человек. Водитель микроавтобуса посигналил, но человек не пошевелился.

Выйдя из микроавтобуса, водитель обнаружил, что рядом с джипом SsangYong Rexton в луже крови лежит мужчина средних лет. Когда водитель стал звонить в скорую помощь, в соседнем доме открылась дверь, из дома вышла женщина. Это была жена Андруса Каарма (41), которая решила выяснить, что он так долго делает на улице, у нее уже ужин на столе стынет.

Так начинались события, расследованием которых занималась Пыхьяская префектура полиции. За последние десять лет в столице было совершено два заказных убийства, и случай Каарма – одно из них.

Топорная работа

На месте преступления оперативная группа обнаружила четыре гильзы. Человек, стрелявший в Каарма, действовал грубо: пули попали в спину, шею и запястье, при этом контрольный выстрел сделан не был, что необычно для такого преступления.

Смертельным стал выстрел в шею: пуля перебила шейный позвонок. Из четырех выпущенных пуль две попали в стоящий рядом автомобиль. На заднем сиденье джипа оперативники обнаружили два полиэтиленовых пакета с продуктами, под сиденьем деньги – 12 876 крон, в основном купюры по 500 крон, что исключало убийство с целью ограбления.

Пущенная по следу собака привела к дому номер один на соседней улице Сарапуу, где она и остановилась. На земле виднелись следы от шин. Это все, что удалось выявить на месте преступления.

Убитым оказался занимавшийся производством мебели бизнесмен Андрус Каарма, буквально накануне отметивший свой 41-й день рождения. Его имя ничего не говорило полиции. Андрусу Каарма принадлежало семь фирм, зарегистрированных по домашнему адресу. Поскольку у Каарма, имевшего жену и сына, было безупречное прошлое, мотивы его убийства, вероятнее всего, были связаны с бизнесом.

В ходе многомесячного расследования постепенно стала проясняться картина преступ-ления, а именно кто в Эстонии может быть причастен к нему. Позиционирование мобильных телефонов, полученное с помощью мачт мобильной связи, показало, что накануне и в день убийства в зоне улицы Сувила находилась компания лиц, связанных с уголовным миром.

Лица, привлекшие внимание следователей, всю свою жизнь занимались преступной деятельностью – грабили, имели отношение к наркобизнесу и т.д. И делали это нагло, даже не пытаясь прикрыться каким-нибудь законным бизнесом. Возглавлял эту компанию чеченец Руслан Юнусов (62), имя которого было хорошо известно полиции.

9 января 2007 года правоохранители получили первое косвенное подтверждение своей версии преступления. В этот день был получен результат экспертизы, из которого следовало, что на пачке сигарет Parliament, обнаруженной в ста метрах от места убийства, выявлено ДНК Юнусова. Или, если быть точным, нельзя было исключать, что это могло быть ДНК Юнусова, так как из 11 маркеров ДНК (локусов), обнаруженных на сигаретной пачке, семь совпали с ДНК Юнусова. Кроме того, было известно, что Юнусов курит исключительно сигареты Parliament.

Это еще не могло служить доказательством причастности к преступлению, но все же говорило о том, что Юнусов находился в непосредственной близости от места событий. К тому времени, когда сигаретную пачку нашли на мес-те преступления, она пролежала там уже несколько дней, так что возможность полного совпадения профиля ДНК была мала, но это помогло следователям в дальнейшей работе.

Спустя восемь месяцев общая картина преступления полиции была ясна. Пришло время открыть карты. Тем более, что в одной из квартир на улице Йыэ в центре Таллинна, с которой была связана эта криминальная группа, обнаружили большое количество взрывчатки.

С задержанием поспешили

Теперь, задним числом, можно сказать, что ошибка была допущена именно на этом этапе. Вместо того чтобы установить слежку, было решено задержать всю преступную группу. И это было поспешное решение. Прямых доказательств причастности к убийству Каарма не имелось, а сами задержанные не спешили с признательными показаниями.

Один из них в конце концов все же признался, что по приказу Юнусова они следили за каким-то бизнесменом, жившим на улице Сувила. На вопрос, с какой целью, задержанный ответил, что бизнесмен якобы задолжал крупную сумму денег каким-то русским, и за то, чтобы он вернул деньги, им обещали заплатить 25 000 долларов.

Но это «признание» ничего не давало для доказательства убийства. Неделю спустя, 22 августа 2007 года, следователи отправились в деревню Мяннику неподалеку от Мярьямаа в скромный деревенский дом, который Юнусов снимал у одной женщины. Поскольку было известно, что Юнусов никогда не питал особой любви к сельской жизни, можно было предположить, что дом снимали не просто так. Дом, в котором надеялись найти оружие, из которого убили Каарма, обыскали.

Однако обыск мало что дал. Было найдено три патрона, семь гильз и многочисленные следы от пуль на столе, стенах и потолке. Юнусов, известный своей непредсказуемостью, мог, покурив марихуану, просто палить по всему без разбора.

Найденные в доме пули и гильзы не совпали с теми, что были обнаружены на мес-те убийства Каарма. Задержанный в тот же день Юнусов на вопросы сотрудников полиции заявил, что не знает никакого Андруса Каарма.

Еще через неделю в доме по улице Кетрая, 6 в Таллинне полиция нашла целый арсенал: два револьвера, три пистолета, автоматическое оружие и пистолет-пулемет. Но, как выяснилось, это оружие не использовалось для убийства Каарма.

Еще через неделю в Лауласмаа примерно в 70 метрах от дороги в лесу нашли закопанную в земле емкость, предназначавшуюся для того, чтобы держать в ней людей. Судя по оперативной информации, там же могло находиться оружие, из которого застрелили Каарма, но бочка оказалась пуста.

Полиция вышла на умельца, изготовившего для одного из членов банды Юнусова по кличке Моряк три глушителя к огнестрельному оружию. Очевидно, один из глушителей использовался для убийства Каарма. Однако Моряк, заказавший глушители, ничем не мог помочь оперативникам, в одной из разборок в Ида-Вирумаа он был застрелен.

Так оборвались все ниточки. Полиция была уверена, что посредником в убийстве был бизнесмен Алексей Шведов, имевший хорошие связи в Москве и криминальную репутацию, но тот все отрицал и утверждал, что накануне убийства встречался с людьми Юнусова только для того, чтобы обсудить планы совместного отдыха. Три года спустя Шведов станет главным фигурантом в уголовном деле о причастности таксистов Tulika к бордельному бизнесу.

Юнусов был осужден по обвинению в незаконном владении огнестрельным оружием и боеприпасами, но в 2009 году из-за ошибок, допущенных во время следствия, был оправдан. За время, проведенное за решеткой, Юнусову выплатили компенсацию в размере полумиллиона эстонских крон.

Расследование убийства Каарма зашло в тупик. Но два года спустя полиции помог, так сказать, человеческий фактор. К 2011 году отношения Юнусова с его подельниками испортились. Юнусов, надев маску, явился в дом своего ближайшего помощника и потребовал у его жены деньги. Пострадавший обратился с заявлением в полицию, и оперативники решили воспользоваться этим. Они убедили рассорившегося с Юнусовым мужчину дать показания против своего бывшего компаньона, который скрылся в Латвии, и засадить его за решетку.

Но прежде нужно было взять Юнусова. Его задержали весной 2013 года в рейсовом автобусе, направлявшемся в Эстонию. У Юнусова, попытавшегося изменить внешность, для чего он покрасил волосы и выбрил макушку, сдали нер-вы, когда в пограничной зоне латвийские полицейские стали проверять документы. Он выхватил пистолет ТТ и направил его на полицейских. Юнусова задержали, дело обошлось без кровопролития. В Эстонии стало известно о задержании Юнусова в Латвии.

9 апреля 2013 года человек, предположительно причастный к убийству Каарма, оказался в кабинете следователя, чтобы дать показания по делу об убийстве бизнесмена. «Хотя у нас были дружеские отношения, я боялся Юнусова, он непредсказуемая личность», – начал свой рассказ мужчина, по словам которого, прежде они дружили семьями, у их жен был совместный бизнес – они привозили из Москвы одежду якобы от Versace и продавали ее в Таллинне втридорога, выдавая за оригинальные вещи.

В тот вечер, когда был убит Каарма, Юнусов очень нервничал. В кабинете следователя мужчина рассказал о том, что Юнусов в камуфляже и маске сел к нему в автомобиль у казино напротив универмага Stockmann и попросил отвезти его в Пяэскюла.

«Руслан точно знал, куда ехать. Когда он вышел, я стал смотреть в машине фильм по DVD», – продолжил мужчина, добавив, что примерно час спустя вернулся запыхавшийся и взвинченный Юнусов и приказал ехать домой. Когда в центре города Юнусов выходил из машины, он выронил пистолет на асфальт.

Некоторое время спустя мужчина отправился в гости к Юнусову, и тот заявил ему, что если его посадят, пусть друг отправит деньги сестре Юнусова в Чечню. «Он показал мне восемь пачек 500-кроновых купюр, что меня удивило – я знал, что с финансами у него туго». По мнению свидетеля, эти деньги Юнусов получил за убийство. Позже он якобы слышал, что плата за убийство составила 50 000 евро.

Когда в 2009 году Юнусов после пребывания за решеткой был освобожден и выпущен на свободу, свидетель встретился с ним в Петербурге. Во время встречи чеченец сообщил, что не намерен возвращаться в Эстонию. «Полиции известно, что это я убил Андруса Каарма», – сказал Юнусов. Это признание было важным, но с точки зрения раскрытия преступления не имело решающего значения.

Наводил на ложный след

Семь месяцев спустя пришло время дать показания и Юнусову. «Да, я имел отношение к убийству Андруса Каарма, но сам не убивал, а сидел в машине», – сообщил Юнусов 28 нояб-ря 2013 года во время дачи показаний в латвийской тюрьме.

Юнусов сказал, что Каарма убил человек по кличке Хохол, а заказчиком убийства был бывший компаньон Юнусова, свидетельствовавший против него. Юнусов рассказал о том, что они медленно ехали по улице Сувила, когда из джипа вышел Каарма и посмотрел в их сторону. В этот момент сидевший на заднем сиденье Хохол несколько раз выстрелил в жертву через открытое окно с расстояния в пару метров.

После этого Юнусов и его подельники скрылись с места, деньги за убийство получили три дня спустя. «Мне известно, что заплатили в евро пять миллионов крон», – утверждал Юнусов, показания которого изобиловали ложными фактами.

Во-первых, Юнусов был лично заинтересован в том, чтобы выставить убийцей человека по кличке Хохол. Пока Юнусов находился в тюрьме, мужчина стал сожительствовать с его женой и прижил ребенка. Во-вторых, данные фирм мобильной связи свидетельствовали о том, что в момент убийства Хохла не было в Пяэсюла. И, в-третьих, баллистическая экспертиза показала, что в Каарма не могли стрелять с такой высоты – с заднего сиденья автомобиля.

Полиция продолжала придерживаться версии, что стрелял Юнусов. Но доказать это в суде было крайне сложно, поскольку от орудия убийства и одежды, в которой было совершено преступление, наверняка избавились.

Был еще предполагаемый заказчик в Москве, но он оказался недосягаем для следователей. На просьбу полиции приехать на допрос в Эстонию мужчина ответил, что он российский гражданин, и если эстонские власти хотят провес­ти с ним процессуальные действия, то пусть этим занимается российская полиция. Таким образом, этот вариант отпал.

29 августа 2014 года Пыхьяская окружная прокуратура подписала постановление о закрытии уголовного дела об убийстве бизнесмена Каарма. Юнусов, являющийся главным фигурантом в деле, до 2017 года будет отбывать в Латвии наказание за нападение на полицейских. 20 января этого года он был приговорен в Эстонии к трем годам тюрьмы за ограбление.

С большой долей вероятности можно сказать, что убийство Андруса Каарма так и останется нераскрытым.

Комментарий

Таави Перн, ведущий прокурор Пыхьяской окружной прокуратуры

Для предъявления обвинения у прокурора, исходя из материалов дела и своего опыта, должно сложиться убеждение, что человек совершил преступление, для его обвинения имеется достаточно доказательств и они не будут опровергнуты в суде.

В случае с убийством Андруса Каарма имелось очень мало объективных доказательств, показания свидетелей не вызывали доверия и противоречили друг другу. Следствие вел опытный прокурор по особым делам Юри Казесалу, имевший опыт раскрытия сложных дел, совершенных представителями организованных преступных группировок, и если бы доказательства позволяли, дело непременно дошло бы до суда.

Если обвинение строится в основном на показаниях свидетелей, то они должны вызвать доверие и не противоречить друг другу. Человек может быть обвинен и на основании показаний одного пострадавшего или свидетеля, но в таком случае они должны вызывать абсолютное доверие. По данному конкретному делу показания давали несколько человек, однако есть основания полагать, что эти люди не всегда говорили правду.

Во-первых, свидетели меняли свои показания, непосредственно после преступления они вообще не давали показаний или говорили совсем не то, что сообщали позже. Годы спустя несколько человек одновременно заговорили и диаметрально изменили свои показания. Мы располагаем данными, что в этот период подозреваемые и свидетели рассорились между собой по финансовым и личным причинам.

Два упомянутых в статье человека давали в полиции показания как подозреваемые. На практике есть немало примеров тому, как подозреваемые и обвиняемые пытаются оправдать себя или свалить вину на другого. В отличие от свидетелей за дачу ложных показаний их нельзя привлечь к ответственности.

Даже если не принимать во внимание фон в целом, показания свидетелей не стыкуются между собой, сопоставление их с немногими объективными доказательст-вами оказалось проблематичным. Свидетели и подозреваемые описывают события как сторонние наблюдатели, случайно оказавшиеся в центре событий, перекладывают вину целиком на других людей, преуменьшают или исключают собственную роль. В конечном итоге мы располагали рядом противоречивых доказательств, которые не стыкуются между собой и не дают оснований для того, чтобы сделать четкие выводы и определить, какую конкретно роль играл тот или иной человек в совершении преступления.

За прошедшие годы было проверено несколько версий того, кто мог совершить или заказать преступление. Заинтересованные стороны неоднократно пытались с помощью намеков или показаний повернуть ход следствия в выгодном для себя направлении. За время продолжавшегося восемь лет расследования было сделано все для того, что выявить истину, как делается это при расследовании всех тяжких преступлений против личности – раскрываемость убийств, в том числе совершенных при отягчающих обстоятельствах, составляет примерно 90 процентов.

В данном деле в определенный момент возможности получения доказательств были исчерпаны, и уголовное производство пришлось прекратить. Поскольку убийство не имеет сроков давности, то при появлении новых доказательств дело может быть вновь открыто.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх