Осторожно, бабушки!

Елизавета Фомина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Хакер. Иллюстративное фото.
Хакер. Иллюстративное фото. Фото: PantherMedia / Scanpix

В редакцию «ДД» обратились не на шутку встревоженные родственники пожилой нарвитянки: женщина на сайте знакомств попала в сети мошенников, влезла в долги и перевела злоумышленникам 33,5 тысячи евро.

Как рассказала «ДД» внучка пострадавшей Кристина (имена пострадавших изменены, настоящие редакции известны),  семья узнала о происходящем этой весной. Но все началось раньше, когда бабушка Кристины, назовем ее Вера, стала время от времени просить деньги у своего сына Сергея. Суммы были не слишком крупными, до трехсот евро, и поначалу это не вызвало у сына подозрений. Однако вскоре поведение матери заставило его забеспокоиться: она становилась все более замкнутой и реже выходила на связь. А 12 марта она позвонила ему и сказала, что хочет поговорить с глазу на глаз. Судя по голосу, женщина была очень встревожена, Сергей тут же отправился к ней.

Белыми нитками

При встрече Вера попросила дать ей взаймы, сообщив, что неизвестный требует от нее крупную сумму денег, и если она не заплатит, то ей и ее родственникам будет угрожать опасность. Для пущей убедительности женщина продемонстрировала Сергею полученный от злоумышленника загадочный сертификат на английском языке.

Документ под названием «Свидетельство о смене собственника» явно не представлял собой никакой юридической ценности и не свидетельствовал ни о чем: даже то, что это за собственность, в нем не разъяснялось. К тому же не было указано никаких контактных данных, в том числе и составлявшего его «юриста», а русское имя женщины было переведено на английский буквально – Faith. Зато в документе упоминались два  географических объекта: некая загадочная Республика Соединенного королевства и – вы уже, конечно, догадались – Южная Африка. На южноафриканский регион прозрачно намекали и красовавшиеся на филькиной грамоте фамилии.

«Когда я увидела этот липовый документ, я сразу поняла что это обман, и мы уверили бабушку, что никакой опасности сертификат не несет, а деньги никому отправлять не нужно, – рассказывает Кристина. – Бабушку вроде бы удалось убедить, и она пообещала больше в это не ввязываться».

На крючке

Но, как выяснилось позднее, бабушка слукавила. Спустя месяц Сергею стало известно, что мать заняла четыре тысячи евро у одного из их родственников. Родственник согласился помочь, так как незадолго до того женщина перенесла операцию, и он решил, что деньги необходимы на лечение. Дальнейшие события развивались по нарастающей: всё больше родственников и знакомых сообщали Сергею о том, что Вера под разными предлогами одолжила у них крупные суммы.

«У нее изменилась психика, ее как будто зомбировали, – говорит Сергей. – Главной ее целью стал поиск денег. А когда она занимала их, то просила, чтобы люди мне об этом не говорили. Потом все, разумеется, открылось, но было уже слишком поздно…».

Вере давали в долг без сомнений: она всегда пользовалась уважением, ей доверяли, к доверию располагала и ее профессия – раньше женщина работала педагогом. К тому же  пенсионерка придумывала разные истории о неприятностях в семье: то говорила, что сын связался с преступной группировкой и его нужно срочно оттуда вытащить, то рассказывала, что  Кристине необходима материальная помощь.

Бездонная бочка

Чтобы выяснить, зачем обычной пенсионерке понадобилось столько денег, Сергей и еще пять человек, которым она задолжала, отправились к ней домой и прямо ее об этом спросили. Вера находилась в очень подавленном состоянии, она угрожала свести счеты с жизнью и категорически отказывалась говорить, куда отправила деньги.

«Когда мы вместе с кредиторами пришли к ней, чтобы узнать, что происходит, она испытала сильный шок, – рассказывает Сергей. – Думаю, к ней пришло осознание того, что она натворила, что подставила семью под удар. Сейчас она закрылась, замкнулась, не хочет никуда выходить, говорит, что боится людей».

В квартире матери Сергея ожидал новый удар: он обнаружил записи, в которых Вера указывала, сколько и у кого заняла. После подсчетов выяснилось, что общая сумма долга составила 31 тысячу евро, и Сергей понял, что возвращать долги матери придется ему. Позже стало известно, что Вера отправляла деньги на разные счета за границу. По словам родственников, у нее сохранились выписки из банка. Веру стали убеждать показать банковские квитанции и другие документы, позволяющие проследить, на какие счета она переводила деньги, юристу. Она согласилась, но в последний момент передумала.

«На встрече с юристом она была очень напряжена и все время твердила, что ей нужны еще четыре тысячи евро, чтобы… вернуть все свои деньги», – вспоминают родственники. Вскоре выяснилось, что женщина принимает антидепрессанты, которые врачи ей не выписывали. Было решено показать ее к психиатру, но Вера наотрез отказалась от психиатрической помощи.

Что именно пообещали своей жертве мошенники, при каких обстоятельствах ее втянули в это болото – неизвестно: Вера делает всё для того, чтобы об этом никто не узнал. Переписку с преступниками и сохранившиеся у нее выписки из банка она отказывается показать даже близким родственникам. Сейчас она утверждает, что уничтожила компьютер и документы. По словам родственников, в квартире их найти не удалось.

Вера отказалась давать какие-либо комментарии и «ДД», поэтому вся информация, которой мы располагаем, основывается на выводах ее родственников. Сведения, которыми они располагают, отрывочны и – в свою очередь –  основываются на скупых и часто противоречивых словах самой потерпевшей.

Зарубежный принц

Но Кристине в процессе общения с бабушкой всё же удалось вытянуть из нее, как именно на нее вышли преступники: «Бабушка рассказала, что познакомилась с иностранцем на сайте знакомств fotostrana.ru. Мужчина долго просил ее отправить деньги, со слов бабушки, на ремонт школы. Общались они на английском с помощью онлайн-переводчика. В итоге она отправила ему две с половиной тысячи евро — все ее похоронные деньги».

Постепенно женщина стала увязать в сетях афериста всё сильнее. Иностранец уверял ее в том, что чем быстрее она вышлет деньги и чем больше их будет, тем раньше они к ней вернутся. По всей видимости, по отношению к Вере мошенники применили классическую схему: обещали прислать ей крупную сумму, если она оплатит некие мифические расходы.

Слепо поверив злоумышленникам, Вера лишилась всех сбережений и подставила под удар семью. Но самое страшное – она до сих пор считает, что может вернуть деньги, если переведет мошенникам очередную сумму. По словам родственников, сейчас Вера находится на грани безумия. «Бабушка практически невменяема, она говорит, что ее спасут лишь еще четыре с половиной тысячи евро. Она везде ищет деньги, пытается устроиться на работу», – говорит встревоженная Кристина.

Что делать родственникам?

Потрясенные свалившимися на них бедами родственники подали заявление в полицию, но та оказалась бессильна: «нет состава преступления»  –  таков был ответ. Однако, как отмечает руководитель юридического бюро Invictus Юри Асари, возбуждение уголовного дела в данной ситуации вполне возможно, но для этого необходимо, чтобы потерпевшая начала сотрудничать со следствием.

«На основании ст. 209 Пенитенциарного кодекса мошенничество –  это получение имущественной выгоды путем создания заведомо ложного представления о фактических обстоятельствах, – объясняет юрист. – По описанным обстоятельствам не исключено и вымогательство (ст. 214), то есть требование передачи имущественной выгоды под угрозой ограничения свободы личности, разглашения позорящих сведений либо уничтожения или повреждения имущества, а также с применением насилия. Если заявление о преступлении было подано официально и есть постановление об отказе в возбуждении производства, его надо обязательно обжаловать в прокуратуре».

Главное – чтобы расследованию не препятствовала сама Вера.

«В полиции сейчас есть сотрудники, имеющие специальную подготовку в вопросах киберпреступлений. Но и они не смогут помочь, если потерпевшая не будет с ними сотрудничать. К сожалению, пока что жертва делает всё для того, чтобы помешать разобраться в случившемся», – отмечает юрист.

Родственники опасаются, что Вера влезет в новые долги, расплачиваться за которые придется семье. Если они подозревают у нее психическое расстройство, то выходом может стать обращение в суд с требованием назначить ей опекуна. В таком случае они смогут контролировать и ее банковские переводы: «Согласно ч.3.ст.8 Закона об общей части гражданского кодекса, если  судом назначен опекун лицу, которое вследствие душевной болезни, слабоумия или иного психического расстройства устойчиво не способно понимать значения своих действий или руководить ими, то предполагается, что данное лицо имеет ограниченную дееспособность в объеме, в котором она определена для него опекуном».

Но с учетом того, что ранее, по словам родственников, никаких психических отклонений у Веры не наблюдалось, для назначения ей опекуна суду понадобятся веские основания.

Предполагаемый подозреваемый

Кристина уже написала заявление в Вирускую окружную прокуратуру, 3 мая оно поступило на рассмотрение. Как сообщила «ДД» пресс-секретарь Вируской окружной прокуратуры Елена Филиппова, говорить о каких-либо выводах по этому делу пока преждевременно. Между тем, Кристина провела собственное небольшое расследование и вычислила потенциального подозреваемого.

Просматривая список друзей бабушки на сайте знакомств, она обнаружила англичанина, жителя Бирмингема. На фото красовался солидный владелец судостроительной британской компании европейской внешности и в летах, однако девушку насторожило, что в друзьях у загадочного британца была только ее бабушка.

По словам Кристины, иностранец и бабушка всегда находились на сайте в одно и то же время. На Фейсбуке девушка нашла еще три анкеты британца: в друзьях у него числились лишь женщины в возрасте и выходцы из Южной Африки. По неизвестным причинам его анкета на сайте знакомств была заблокирована 29 апреля «за нарушение правил сайта».

В прокуратуре эту версию пока не комментируют: пока что в деле слишком много неизвестных, и главное препятствие для расследования – молчание самой потерпевшей.

Политика банка

Однако утверждение полиции об отсутствии состава преступления в этом деле наводит на невеселые размышления. Получается, что у полиции нет критерия, по которому можно было бы однозначно идентифицировать мошенничество: все понимают, что пенсионерка стала жертвой злоумышленников, но не могут ничего сделать только потому, что всё выглядит так, будто она переводила деньги добровольно.

Если полиция затрудняется в такой ситуации, то могут ли защитить от мошенников другие институты? Вера отправляла все переводы через контору Swedbank, общалась с сотрудником, который не мог не обратить внимания на то, что пожилой человек переводит крупные суммы в далекие страны.

Мы обратились в Swedbank, чтобы выяснить, отслеживают ли там переводы крупных денежных сумм и существует ли у банка какая-то система защиты, позволяющая оградить клиентов от сомнительных сделок?

Как сообщил пресс-секретарь Swedbank Март Сийливаск, все эстонские банки в соответствии с Законом о пресечении отмывания денег и финансирования терроризма и в соответствии с собственной политикой по предотвращению рисков обязаны отслеживать движение крупных денежных сумм на счетах клиентов. Однако если происхождение финансовых средств прозрачно и банк счел, что человек действует по собственной воле, банк не может ввести ограничения на переводы и у клиента есть полное право распоряжаться средствами по своему усмотрению.

Сотрудник банка имеет право сообщить клиенту о потенциальных рисках, если таковые имеются, но решение о том, переводить деньги или нет, принимает только клиент. Сообщать о сомнительных сделках родственникам банк может только в тех случаях, когда это предписывает закон.

 «Мы не выдаем информацию третьим лицам  о своих клиентах и об их операциях без законного основания, – подчеркивает Сийливаск. – Если родственники пожилого человека не являются его законными представителями, у банка нет права сообщить им о его переводах». Однако банк оставляет за собой право отказаться от проведения операций в экстренных случаях. «Если у нас есть весомые основания подозревать, что клиент переводит деньги не по собственному желанию или что он неадекватен, мы можем отказаться от осуществления перевода».

В Вере сотрудники нарвской конторы Swedbank не сумели распознать жертву мошенников и не смогли ее защитить. Этот случай в очередной раз доказывает, что ни у государства, ни у банков на данный момент нет удовлетворительных способов, позволяющих оградить от злоумышленников потенциальную жертву. Единственная гарантия, что ваш родственник не попадет в похожую ситуацию, – это полная его осведомленность, и донести до пожилого человека информацию о тех ловушках, в которые можно угодить в Интернете, по-прежнему остается задачей семьи.

Комментарий психолога:

По словам психолога Ольги Васильевой, жертвами мошенников в первую очередь становятся дети и пожилые люди, особенно одинокие, среди них – чаще женщины. Влияет недостаток общения, потребность доказать собственную значимость, на чем умело играют преступники: завлекают, рисуют многообещающие перспективы и пользуются доверчивостью собеседника, обещая ему золотые горы. Жулики стараются заставить человека принять решение быстро, не давая возможности его обдумать. При этом оказывая на жертву давление, которому самостоятельно противостоять очень трудно.

Доводы родных не достигают цели, потому что обманутый человек включает психологическую защиту: ему трудно признать, что он, умудренный опытом, мог стать жертвой обмана. Есть такой защитный механизм как отрицание. Человек убеждает себя и окружающих, что все держит под контролем, поскольку признать обратное для него равносильно жизненному краху. Что можно сделать в этой ситуации? Надо общаться с пожилым человеком. Если говорить о нашей героине, то, скорее всего, сейчас все общение с ней сконцентрировано на этой болезненной теме –  ее ругают, и представьте, в каком состоянии она находится: все больше погружается в депрессию, из-за чего ситуация только усугубляется. С ней надо просто разговаривать, избегая этой темы, пытаться отвлечь. И, конечно, следует предупредить родных и знакомых, чтобы никто не давал ей денег взаймы. 

Комментарии
Copy
Наверх