Европейский кризис: дежавю с новыми лицами

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Кризис.
Кризис. Фото: SCANPIX

Аккурат два года назад, весной 2010-го, европейские биржи потрясла волна обвалов, вызванных угрозой греческого дефолта. Нынче история повторяется. С той лишь разницей, что к Греции добавились другие фигуранты, пишет обозреватель Андрей Деменков на портале «МК-Эстония».

Судите сами. Греция, и без того обвешанная несусветными долгами, в результате разразившегося в 2008 году мирового кризиса была вынуждена занять дополнительные огромные средства, чтобы смягчить последствия экономического обвала и как-то восполнить дефицит бюджета, переваливший за чудовищные 120% ВВП.

Параллельно велись попытки оптимизировать экономику, сократив неадекватные реальному положению финансовых дел социальные пособия и зарплаты в госсекторе, а также сократить сам госсектор, разбухший в предыдущие, тучные внешними кредитами годы. Но приватизация шла вяло, поскольку работники госфирм прекрасно понимали, что частные владельцы урежут штаты до разумных пределов, которые государственным компаниям неведомы, и всячески противились переменам.

И грянул гром

Это не мешало греческим властям в начале 2010 года бодро уверять мировую общественность, что «в Афинах все спокойно» и страна в состоянии собственными силами справиться с накопившимися проблемами.

С каждой неделей хорошая мина на лицах политиков становилась все более вымученной, постепенно вытянулась просящая рука.

Но ни европейские чиновники, ни бизнес, убаюканные относительно успешным разрешением первой фазы глобального кризиса, не воспринимали проблему с достаточной серьезностью и тянули резину с принятием крайне важных решений.

Пока в мае не грянул гром, когда выяснилось, что Греция уже не в состоянии обслуживать госдолг самостоятельно и нуждается в экстренной внешней помощи на десятки миллиардов евро.

Биржевые индексы посыпались вниз, грозя обвалить европейскую экономику. Предгрозовую ситуацию разрядило лишь экстренное вмешательство европейских властей, оказавших Афинам необходимую поддержку. И создавших основу «Европейского фонда спасения», в который решено было накачать сотни миллиардов евро.

Испанцы, говорящие почти по-гречески

За минувшие два года стало очевидно, что греческий пожар не был потушен, пламя удалось лишь присыпать, и угли по сей день тлеют, готовые вскоре разгореться с новой силой. Но Греция – еще полбеды.

Страна потомков великих эллинов – лишь четвертушка из аббревиатуры PIGS, за буквами которой кроются три другие европейские проблемы. К счастью, Ирландия мала и имеет неплохой экспортный сектор. С Португалией уже сложнее, однако ж главная опасность – большущая Испания.

У нее не так велик госдолг относительно ВВП, «всего» 69% по итогам 2011 года, но уже через год ожидается на уровне 79%!

Страна быстро набирает новые долги, активно предлагая на рынке заимствований свои обязательства.

То, что их еще покупают и на относительно выгодных, исходя из реалий сегодняшнего состояния мировых финансов, условиях, не должно убаюкивать. Португалия, к уровню долговой нагрузки которой Испания быстро приближается, уже не может брать деньги на внешних рынках, ибо для нее они стали слишком дороги.

Испанские власти заверяют мировую общественность в том, что все у них под контролем и для паники нет никаких оснований. Кулуарные разговоры о серьезных проблемах и готовности Мадрида обратиться за внешней помощью они называют пустыми сплетнями. Хотя спреды по испанским долговым обязательствам растут. Ну, или, вернее, показывают волнообразную динамику.

Ситуация до боли напоминает греческую два года назад. И плевать, что у Греции тогда долг был выше 100% к ВВП! В деловых кругах уже выработался стойкий рефлекс воспринимать новости определенным образом, они научены печальным опытом. И потихоньку начинают паниковать, что выливается в биржевую лихорадку последних недель.

Все больше акций идет на продажу. Индекс STOXX Europe 600 с середины марта до середины апреля скатился на 8%. Приподнявшись на 1% на прошлой неделе, в понедельник он вновь обвалился более чем на 2% (германский фондовый рынок и вовсе рухнул на 3% с гаком). Сами по себе цифры пока не так уж страшны, смахивают на сильную, но все-таки классическую циклическую коррекцию. Только вот апрель, как показывает история – это месяц биржевого роста, исключения тут нечасты и по большей части весьма драматичные.

Скажите «Нет!» кредитным наркотикам

Самое опасное, что может произойти, – это полное повторение истории двухлетней давности. А такой сценарий видится сегодня наиболее вероятным. Если Испания станет катализатором очередного биржевого обвала, реакция еще может быть остановлена массированными вливаниями из европейских фондов, как и произошло два года назад.

Денег на это со скрипом, но хватит. Только вот дальше-то что?

Европейская проблема заключается в том, что ЕС превратился в собрание доминирующих «кредитных наркоманов» различной тяжести. Даже считающиеся благополучными в этом смысле Швеция или Финляндия тоже сидят на «наркотиках», только относительно легких (порядка 40% ВВП). И никто не готов по-настоящему слезть с этой иглы: страх перед ужасами ломки пересиливает любые доводы. Хотя без нее не бывает выздоровления.

Общество, в котором курить травку стало нормой, а тяжелые наркотики воспринимаются как нечто плохое, но вполне допустимое, нездорово и ему необходимо срочное и радикальное лечение.

Давно пора умерить аппетиты и привести свои запросы в соответствие с возможностями.

Блог автора — ushaha.blogspot.com.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх