Четверо из десяти перенесших инфаркт умирают, не добравшись до больницы

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
У кардиолога Тойво Лакса сложилось мнение, что многие жители Эстонии просто не обращают внимание на возможные факторы риска и симптомы инфаркта.
У кардиолога Тойво Лакса сложилось мнение, что многие жители Эстонии просто не обращают внимание на возможные факторы риска и симптомы инфаркта. Фото: Лийс Трейманн

Заведующий клиникой внутренних болезней Северо-Эстонской региональной больницы, врач-кардиолог Тойво Лакс считает, что людям нужно постоянно напоминать о факторах риска для здоровья. Если учитывать эти факторы, то инфаркт миокарда можно отодвинуть на десятки лет.

Время от времени мы слышим о том, что вполне здоровый с виду человек внезапно ушел из жизни: лег спать и не проснулся. Можно сказать «легкая смерть». Что вы как кардиолог скажете на это?

Когда из жизни уходит человек в сравнительно молодом возрасте, можно сказать только одно, что он мог бы еще жить и жить. И тут не имеет значения, была ли это внезапная смерть или какая-то иная. К сожалению, в Эстонии процент внезапных смертей значительно больше, чем в развитых странах Западной Европы.

Недавно в одном из ведущих кардиологических журналов Heart была опубликована статья о внезапных смертях от инфаркта миокарда. Вы один из авторов этой статьи. Какие выводы вы сделали в отношении Эстонии?

Статья писалась на основе проводившихся с середины 1980-х годов обследований людей моложе 65 лет, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями.

В 1980-е годы, когда я начинал работать врачом, лечение кардиологических заболеваний быстро развивалось. Я заинтересовался тем, что делалось в этом направлении в прежние годы, и узнал, что еще в 1960-70-е годы проблеме инфаркта уделялось серьезное внимание, тогда же было установлено, что половина людей, перенесших инфаркт, умирает до попадания в больницу. Мне захотелось выяснить, а какова ситуация сейчас, и я обратился к своим коллегам в Финляндии, которые занимались этой темой. В результате в 1991 году мы подключились к проекту, в котором участвовали 24 государства.

Но и сегодня, как в 1960-е

годы, почти половина перенесших инфаркт людей умирает, не дождавшись помощи. Если брать всех, умерших от инфаркта, то четверо из десяти умирают до того, как оказаться в больнице.

Но почему? Мне кажется, что сегодня мы больше думаем о своем здоровье.

Однозначного ответа на вопрос, почему в Эстонии ситуация почти не меняется, нет. Вот в Финляндии или Швеции сейчас значительно меньше людей умирают до больницы.

А сколько именно?

Менее 30 процентов. Вопрос в том, как этого удалось добиться. С одной стороны, благодаря политике государства в сфере здравоохранения. Например, в Швеции настойчиво, в течение многих лет людям разъясняли факторы риска, говорили о симптомах заболеваний.

Развитию кардиологических заболеваний способствуют высокое кровяное давление, диабет, высокий уровень холестерина, курение. Эти факторы провоцируют атеросклероз – известкование кровеносных сосудов.

В Финляндии несколько лет на государственном уровне поддерживается проект, в рамках которого людей призывают употреблять меньше жиров, повышать физическую нагрузку, держать под контролем кровяное давление.

Людям объясняют, что они должны знать, какие именно лекарства принимают, порой человек не знает своих лекарств – только и может сказать, что синие, желтые или белые таблетки. Финны в отличие от жителей нашей страны хорошо осведомлены о своих заболеваниях, знают о факторах риска и лекарствах.

Разве у нас не проводятся такие же кампании?

Этим нельзя заниматься время от времени, информацию нужно доносить до людей постоянно. Конечно, тем людям, которые уже больны и обращаются к специалистам, мы все время говорим об этом. Но этого мало. Нужно и здоровым людям постоянно объяснять, каковы симптомы, когда следует обращаться к врачу, кто находится в зоне риска.

Человек ведь так устроен, что когда слышит о несчастье с кем-то, думает, что его эта беда обойдет стороной, он здоров. Неужели финны и шведы по-другому устроены?

Складывается впечатление, что у нас люди так и не осознали, что существуют факторы риска, и даже если у них наблюдаются симптомы заболевания, не считают своим долгом обратить на них внимание. Полагая, очевидно, что только врачу есть дело до их болезни. Для того чтобы ситуация изменилась, должен произойти переворот в сознании.

Может быть, причина такого легкомыслия в том, что раньше врачи зачастую не говорили пациентам о диагнозе и не приветствовали тех, кто задает лишние вопросы? Считалось, что пациент не должен слишком много знать, мол, достаточно того, что врач лечит.

Возможно, и это сказалось, как и бесплатная медицина. Отношение к собственному здоровью понемногу меняется, сейчас люди приходят на прием и рассказывают, что у матери или отца в достаточно молодом возрасте случился инфаркт или кто-то из родственников внезапно умер, интересуются уровнем холестерина, говорят о том, что давление немного скачет. Мы проводим тесты, чтобы понять, нужно ли назначать лекарства, или достаточно повысить физическую активность и следить за весом.

Значит, есть надежда, что если нынешние молодые люди станут больше внимания уделять здоровью, то риск инфаркта может с возрастом снизиться?

Надежда есть. Исследования показывают, что если учитывать факторы риска, то болезни, связанные с сердечно-сосудистой системой, можно отодвинуть на 10-15 лет, а то и больше. Перемена должна произойти в сознании, а это требует времени. Так мы увеличим продолжительность здоровой жизни людей.

Когда человек умирает внезапно, родные обычно говорят, что у него не было никаких проблем со здоровьем. Неужели это действительно так?

Чаще всего и вправду складывается впечатление, что человек ни на что не жаловался. Но при более тщательном исследовании выясняется, что, по меньшей мере, у половины из тех, кто ушел из жизни внезапно, наблюдались определенные симптомы: нарушения сердечного ритма, приступы нехватки воздуха, жжение в груди при нагрузке. Или мы узнаем, что в роду были случаи внезапной смерти.

Если человек следит за здоровьем, принимает лекарства, у него может произойти инфаркт или наступить внезапная смерть?

Может. Но только это случится гораздо позже. Не в 55 лет, когда впереди еще не один десяток лет, а, например, в 75 лет. Это существенная разница. В относительно молодом возрасте умирает 5-6 процентов пациентов. За стенами больницы смертность от инфаркта составляет почти 50 процентов. Если бы нам удалось снизить смертность до попадания в больницу в два раза, до 25 процентов, сколько жизней удалось бы спасти!

Что происходит с сердцем при внезапной смерти?

• При атеросклерозе сужаются кровеносные сосуды и артерии, в них образуется тромб, который полностью перекрывает ток крови. Из-за нарушения кровоснабжения сердце начинает работать с перебоями, так как сердечная мышца не снабжается кровью. В первые минуты после

того, как это случилось, сердечный ритм можно восстановить с помощью электрического раз-ряда. Затем человека нужно как можно быст-

рее доставить в больницу.

• Кардиологическим больным под кожу (в подключичной области) устанавливают электрокардиостимулятор. Его основная задача – стимулировать сердечную мышцу. Если нарушение ритма происходит во время сна, человек может даже не знать об этом, и только обследование покажет, что был сбой ритма.

• В Эстонии кардиостимуляторы устанавливают

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх