Кто в Эстонии мог бы стать Дональдом Трампом?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Дональд Трамп.
Дональд Трамп. Фото: AFP/SCANPIX

Эстонские эксперты не считают возможным проведение у нас  столь же грязной и изобилующей личными оскорблениями предвыборной кампании, которую ведет сейчас в США Дональд Трамп, однако использование подобных приемов в грядущих политических баталиях вполне вероятно.

За последние полгода кандидат в президенты Соединенных Штатов Америки от Республиканской партии Дональд Трамп сумел, по сути, захватить всю предвыборную гонку и СМИ.

Если на первых порах в прессе появлялись преимущественно глумливые публикации о том, что самым популярным претендентом на роль кандидата в президенты от республиканцев оказался эксцентричный миллиардер, более известный по реалити-шоу «The Apprentice» («Подмастерье» /«Кандидат») и постоянно ищущий возможность оскорбить какое-нибудь меньшинство, тем не менее, со временем популярность Трампа стала  казаться кое-кому опасным симптомом.

На первых порах кандидаты из стана соперников тоже не воспринимали его всерьез. Однако их ирония немедленно прошла, когда уже после первых же праймериз стало ясно, что Трамп заручается широкой поддержкой выборщиков. Образующие мейнстрим политики и СМИ стали проявлять озабоченность, когда он сумел одного за другим вывести из борьбы более благора­зумных соперников, которые еще год назад считались в стане республиканцев наиболее вероятными фаворитами.

Более всего американские и международные СМИ напуганы риторикой и стилем кампании Трампа, благодаря которым он пытается заручиться широкой поддержкой электората. По сути, Трамп поставил перед собой цель каждым своим выступлением кого-нибудь оскорбить – будь то иммигранты, мусульмане или женщины. Точно такой же стиль он использует и в отношении своих политических соперников. В результате Тед Круз  получил от него прозвище Лживый Тед, а Марко Рубио был прозван Маленьким Марко.

На сегодняшний момент  обмен оскорб­лениями зашел уже так далеко, что Рубио попытался сразить Трампа его же оружием. В результате в ходе транслировавшихся на всю страну теледебатов был поднят вопрос о личной состоятельности Трампа. На минувшей неделе Трамп атаковал супругу Теда Круза Хайди Нельсон Круз, поместив в сети Twitter фотоснимок, представляющий ее в неприглядном свете. Рядом была выложена гламурная фотография супруги Трампа Мелании Трамп.

Весь  мир в первую очередь обеспокоен выступлениями Трампа на темы экономики, отнюдь не сулящими светлого будущего США и их деловым партнерам.

При этом он привел многих в смятение своими заявлениями по проблемам безопасности, считающимися  в Эстонии и в других странах Восточной Европы исключительно важными.

Подал пример будущим кампаниям

Независимо от того, одержит Трамп победу на выборах или нет, он уже сумел существенно видоизменить грядущие предвыборные кампании по всему миру. Несомненно, появятся политики, которые захотят подражать Трампу в проведении кампаний. Поэтому Postimees попытался выяснить у наших местных специалистов по политической коммуникации и организации кампаний, может ли и в Эстонии какая-нибудь политическая партия попытаться пойти по стопам Трампа?

По мнению специалиста по связям с общественностью и преподавателя Таллиннского университета Отта Луми, являвшегося в прошлом политическим секретарем Res Publica, выборы в Соединенных Штатах не окажут на нас непосредственного влияния, однако в силу масштабности тамошней предвыборной гонки она всегда оказывает свое воздействие. «Например, первая кампания (Барака) Обамы обозначила вторжение в политические кампании социальных сетей», – наглядно пояснил Луми.

По словам специалиста по организации кампаний Анники Аррас, обеспечившей на прошлых выборах в Рийгикогу успех Партии реформ, нера­зумно заниматься экспортом подобных кампаний из страны в страну, хотя отдельные элементы срабатывают повсеместно. Только выбирать их следует согласно ситуации, установившейся в конкретной стране.

Бывший генсек Союза Отечества и Res Publica Тийт Рийсало, организовавший успешную кампанию этой партии на последних муниципальных выборах, согласен с  Аррас и Луми, но отмечает, что если говорить о будущих предвыборных кампаниях в Эстонии, то до них еще много времени (до выборов в органы местного самоуправления остается еще почти полтора года – прим. ред.), поэтому к тому времени ситуация изменится, и подобная кампания просто уже не сработает. На самом деле это касается всех кампаний, вполне вероятно, сегодня Партия реформ тоже не стала бы проводить кампанию, подобную той, что была проведена ею годом ранее.

Но может ли какая-нибудь из партий перенять у Трампа его стиль общения, целью которого являются постоянные оскорбления? По мнению Аррас, в Эстонии подобный стиль вряд ли возможен: «Многие вещи, допустимые в Соединенных Штатах Америки, у нас не проходят. Такая хлесткость, грубая и оскорбительная риторика в Эстонии долго бы не продержалась. Хотя для декларативности и популизма пространства у нас более чем достаточно».

Рийсало утверждает, что в политической коммуникации Эстонии навешивание ярлыков происходит более активно, однако в итоге увлечение подобным стилем все же определяется публикой.

Одним из ключевых моментов кампании Трампа является постоянное провозглашение лозунгов в ходе публичных выступлений и в социальных сетях. С их помощью он предлагает простейшие решения сложных проблем. Подобные решения его политические конкуренты, а также выступающие в СМИ эксперты считают ошибочными. Однако это ни на грамм не уменьшило популярности Трампа, скорей наоборот.

«Политики, занимающие столь радикальные позиции, часто излагают теории заговора, а их нередко бывает очень легко продать простым людям», – пояснила Аррас. По ее словам, подобные политики умеют повернуть в свою пользу даже глумление над ними со стороны СМИ. «Это отчасти та же самая программа, к которой очень успешно прибегает один наш известный персонаж», – отметила Аррас, намекая на лидера Центристской партии Эдгара Сависаара.

Кто готов примерить башмаки Трампа?

Если говорить об Эстонии, то, вполне вероятно, что работать под Трампа удобнее всего было бы ориентированной на лидера Центристской партии и исповедующей правый популизм Консервативной народной партии Эстонии (EKRE), взгляды которой имеют  с Трампом немало общего.

Отт Луми полагает, что в Эстонии отчасти уже были подражатели Трампа: «В этом нет ничего нового. Если проанализировать, например, кампанию Индрека Таранда на выборах в Европарламент 2009 года, то можно заметить, что в ней было немало аналогичных элементов».

Разумеется, кампании Таранда и Трампа не сопоставимы в точности. «Кампания Трампа искусно играет на низменных чувствах значительного числа избирателей. В первую очередь на всевозможных проявлениях ксенофобии, навеянных религией, расовой принадлежностью или другими установками», – отметил Луми. По его мнению, подобный стиль мог бы скорей подойти EKRE, хотя для русско­язычного избирателя Центристской партии проблемы религии тоже остаются важны.   

Один момент, в связи с которым Трамп, возможно, достоин похвалы, состоит в том, что он сумел привлечь к голосованию значительное число избирателей, которые годами не ходили на выборы. Это те самые избиратели, которых не трогают политкорректные выступления политиков из мейнстрима. Такие избиратели существуют и в Эстонии.

«В период между выборами в Эстонии много людей, не способных высказать своих политических предпочтений. По мере приближения выборов их количество снижается. Такие избиратели особенно подвержены любым воздействиям, и они очень активно реагируют на текущее предложение», – утверждает Аррас.

Она напомнила о состоявшихся в середине марта в Германии муниципальных выборах, на которых правая популистская партия «Альтернатива для Германии» прошла в муниципальные собрания двух федеральных земель: «Я только что прочитал одно исследование, которое показало, что они получили голоса именно тех избирателей, которые никогда не ходили на выборы».

И все же самый главный вопрос в связи с работой «под Трампа» заключается в том, чтобы тот, кто попытается пойти по стопам Дональда Трампа, был убедителен, и его речи звучали правдоподобно. В Эстонии нет миллиардера, который годами имел бы на телевидении свое собственное шоу, хотя стоит иметь в виду – то, что работает в США, может не оправдать себя в Эстонии.

Услышав вопрос о том, кто бы в условиях Эстонии мог быть таким, как Трамп, Аррас и Рийсало ненадолго задумываются. Рийсало называет несколько имен, однако просит не публиковать их в газете. По его мнению, отец и сын Март и Мартин Хельме могут оказывать на электорат подобное воздействие.

Аррас не верит в этих кандидатов, поскольку, по ее мнению, народ не поверит в то, что они смогли бы управлять государством. «Второго Трампа нет даже в Америке. То, чем он занимается, это же чистое шоу. К сожалению, довольно опасное шоу», – заявила Аррас.

Как можно одолеть прожженного популиста?

В Соединенных Штатах Америки другие кандидаты от Респуб­ликанской партии не сумели превзойти кампанию Трампа. По мнению Луми, достойно ответить на подобные популистские кампании не так-то и просто. «Важную роль при этом, разумеется, играют СМИ, которые создают фон, указывающий, какие заявления стоит воспринимать всерьез, а какие нет», – утверждает Луми. Например, в США очень распространена проверка фактов, которой занимаются все СМИ, часто они проделывают это даже во время крупных телевизионных дебатов.

Аррас предпочла бы стратегию, которую начинает понемногу использовать кандидат от демократов Хиллари Клинтон.  «Психологически людей можно объединить, когда они выступают против чего-то. Это очень сильно сближает народ, – пояснила Аррас. – Я бы непременно описала и то, как изменилась бы международная реакция. Ни один эстонец не захочет краснеть за свою страну перед иностранцами. Эта гордость проявляется, когда о нас положительно отзываются в иностранной газете».

Однако возможна ли такая же кампания, которую сейчас проводит Трамп, и в условиях Эстонии? Предвыборная кампания с подобными идеями, несомненно, – полагают эксперты.  «В Венгрии, Словакии и Польше подобная кампания возможна. Почему же она невозможна в Эстонии?»  – недоумевает Рийсало. Но нужно ли с такими же острыми и оскорбительными заявлениями? Вряд ли, хотя заявления EKRE в связи с терактами в Брюсселе явно свидетельствуют о том, что эта партия потихоньку осваивает подобный стиль.    

Комментарии
Copy
Наверх